Калининградский рыболовный клуб


Будет ли ловиться рыба?!


Радикально настроенные рыболовы-любители на митингах и демонстрациях, на многочисленных форумах в интернете, в средствах массовой информации кричат о попрании их прав на чистый воздух и на бесплатную рыбалку.

Под давлением рыбацкой общественности этим вопросом озаботилось Правительство, Дума и Администрация Президента. Одни кричат: «надо незамедлительно внести поправки в закон о рыболовстве», другие требуют отдельного закона «О любительском и спортивном рыболовстве». Большинство утверждает, что рыба общая, государственная, дар Божий и ловить ее будут бесплатно. Арендаторы пускай арендуют берега и берут деньги за реальные услуги, за созданную инфраструктуру, а рыба, мол, общая, испокон веков наша. Росрыболовство объявило мораторий на аренду водоемов и создание РПУ (рыбопромысловых участков). А будет ли рыба ловится у всех этих любителей-крикунов, как все это отразится на состоянии водных биологических ресурсов наших внутренних водоемов?

Имея 40 летний опыт работы на внутренних водоемах, хочу объяснить свою гражданскую позицию по этому вопросу. В нашей стране в законодательстве закреплен принцип платности за природные ресурсы, так почему же большинство рыболовов не хотят ничего делать и ничего вкладывать в воспроизводство.

В отличие от большинства, я отношу себя к тому разумному меньшинству людей, которые считают, что за право лова рыбы надо платить, как и за все в этой жизни. Вопрос только в том, кому, как и почему? Анализируя данные многолетних наблюдений «Мосрыбвода», попробуем выработать разумные подходы и найти ответы.

Уже давно на всей территории нашей страны взимается плата за охоту. Появление в охотугодьях без путевки и лицензии считается браконьерством и преследуется по закону. Приобретение хороших снастей для рыбалки не менее затратно, чем охотничье снаряжение. Отличный спиннинг по цене мало отличается от ружья. Многие охотники, покупая путевку на охоту, часто возвращаются домой без добычи, но у них нет этой, почти истерической реакции и криков «за что я заплатил деньги».

После проведенных многочисленных митингов рыбаков-любителей Росрыболовство, по словам руководства, готово вырабатывать приемлемые для большинства правила любительского лова рыбы, готово начать работу по разработке нормативной базы любительского рыболовства, к этой работе под давлением рыбацкой общественности готова приступить и Госдума.

Надо признать ошибочными некоторые решения по расформированию органов Главрыбвода и воссоздать все, что довольно эффективно работало более 70 лет на благо наших водоемов. Многие рыбоводные мощности за два десятилетия были потеряны, и для того чтобы рыбы в водоемах было больше, необходимо строительство современных рыбоводных заводов. Эта работа не по силам арендаторам РПУ и не возможна без помощи государства. Чтобы рыба ловилась, водоемы необходимо зарыблять и охранять от браконьеров.

Понятие РПУ должно сохраниться только на водоемах, где по согласованию с научно-исследовательскими организациями возможен промысловый лов рыбы в размере определенных квот. Любительское рыболовство на реках, озерах и водохранилищах должно быть общедоступным, но за небольшую плату. Необходимо ввести государственную лицензию на право лова рыбы в РФ и все собранные средства направлять не в региональные бюджеты, а в централизованный фонд Росрыболовства. Деньги этого фонда необходимо расходовать только на строительство и содержание современных рыбоводных заводов. В этом фонде необходимо также аккумулировать средства от компенсационных платежей, которые предъявляются за нарушения среды обитания и нерестилищ, при производстве работ на водоемах. Необходимо ввести прогресивный транспортный налог на владельцев маломерного флота: чем больше лошадиных сил, тем больше налог, средства которого поступают на счет рыборазведения. Ведь гипертрофированное засилье мощного маломерного флота крайне отрицательно для воспроизводства рыбных запасов.

Уже имеющиеся и вновь создаваемые платные КРХ на замкнутых водоемах также имеют право на существование. Называть их РПУ совсем не корректно, так как в большинстве случаев это просто небольшие водоемы, в которых естественная ихтиофауна заменена вселенцами, а концентрация рыбы поддерживается на высоком уровне — это хозяйства интенсивного типа. Также на более крупных водоемах возможно создание КРХ с ведением полуинтенсивного типа хозяйства. При полуинтенсивном ведении хозяйства возможно увеличение продуктивности водоема в несколько раз (5-10) по сравнению с естественной рыбопродуктивностью.

Для этого водоемы обустраивают специальными рыбохозяйственными гидротехническими сооружениями и за счет формирования временных, высоко продуктивных ихтиоценозов с применением различных мелиоративных интесификационных мероприятий значительно увеличивают рыбопродуктивность. Все эти технологии должны быть основаны на знании биологических возможностей водоема по продуцированию пищевых организмов для рыб и осуществляться опытными специалистами.

Все эти КРХ по сути своей являются большими живорыбными садками или небольшими рыбхозами, или озерными товарными хозяйствами и должны создаваться совсем по другим правилам игры. Эффективное ведение интенсивного КРХ возможно только на небольших водоемах площадью от2-3 до 10-25га. Ведение КРХ полуинтенсивного типа возможно на водоемах площадью от 200 до 2000 га, но требует гораздо больших затрат. Организацию КРХ на мелких водоемах площадью 3-20 га можно передать на уровень районных властей, более крупные КРХ должны создаваться под руководством соответствующих органов Росрыболовства. На крупных реках, озерах, водохранилищах создание экономически эффективных КРХ не возможно, зарыблять водоемы частные инвесторы, у которых имеется береговая инфраструктура, не будут, ведь рыба, выпущенная в такой водоем, уплывет туда, где глубже или лучше, может, за 10 или за 100 км. Зарыбление и охрану крупных водоемов, где ловит рыбу подавляющее количество рыболовов, возможно доверить только государственной службе рыбоохраны, которую необходимо возрождать и совершенствовать.

О проблемах рыболовства в густонаселенных районах России можно поговорить на примерах Московской области.

Особенностью столичного региона является высокая плотность населения — 372 чел./кв.км и еще это без учета огромного количества мигрантов. Подмосковные водоемы используются не только для водоснабжения населения, но и рыболовства, как одного из вида рекреации, и для других хозяйственных целей. В настоящее время населенные пункты, промышленные и сельскохозяйственные предприятия (более 1000) и объекты рекреации сбрасывают в Подмосковные водоемы около 170 тыс. м3/сутки сточных вод, из которых боле 80% не нормативно очищены. Предпринимаемые в настоящее время в Московской области меры по охране окружающей природной среды и обеспечению экологической безопасности носят разрозненный, недостаточно скоординированный характер, неудовлетворительно обеспечены ресурсами и требуют повышения роли государственного регулирования. Это нашло подтверждение прошлым жарким летом — упустили леса, начались пожары и другие бедствия.

Основными определяющими факторами, влияющими на состояние рыбных запасов области, являются:

— загрязнение водоемов и прилегающих к ним площадей стоками предприятий и бытовыми отходами;

— проведение гидромеханизированных работ в руслах рек, приводящее к снижению абсолютных отметок на 5-7 см в год и общему изменению гидрологических характеристик (в результате оголяются места нереста и нагула рыб, уменьшаются площади нерестилищ);

— отвалы грунта с фарватера и других участков при производстве дноуглубительных и берегоукрепительных работ в береговую зону и это сокращает наиболее биопродуктивные площади, уменьшается рыбопродуктивность;

— гипертрофированное давление быстроходного маломерного флота;

— массовое браконьерство.

В настоящее время прибрежные биоценозы русловой части рек и многих водохранилищ практически уничтожены (засыпаны, осушены, забетонированы, застроены пирсами, выбиты волнобоем), т. е. практически отсутствует прибрежная растительность. Площадь продуктивных мелководий за последние 10 −15 лет сократилась на 40%. Наметилась ловкая тенденция частных лиц и организаций увеличивать площадь своих земельных угодий за счет площади водоема, к которому они примыкают, путем отсыпки мелководных заливов, а это сокращает площади нерестилищ. Условия воспроизводства, нагула и зимовки рыб находятся в прямой зависимости от сработки водохранилищ в целях водоснабжения, что зачастую производится без учета интересов рыбного хозяйства.

Надо отметить, что жизнедеятельность гидробионтов проходит в настоящее время не в природной, а в существенно антропогенно преобразованной среде. Чтобы сохранить в будущем саму возможность ловить рыбу рыболовы должны согласится с тем, что ресурсы не безграничны и должны возобновляться.

Современный рыболов-любитель, очень мощно оснащенный снастями от лучших мировых брендов, моторами, навигаторами, эхолотами, подводными камерами, сильно отличается от рыболова 80-х годов прошлого века и оставляет рыбе мало шансов. Водоемы подвергаются значительному прессингу не только со стороны браконьеров, но и со стороны любителей. По нашим данным, только крупные водоемы Подмосковья: водохранилища Москворецкой системы и канала им. Москвы, крупные озера и реки Ока и Москва в год посещает около 400 тыс. человек, которые вылавливают около 2400 ц рыбы. Средний улов 0,5-0,7кг/человека в день. (данные 2001- 2005гг. — на небольших реках, русловых прудах, озерах учет не ведется). На момент расформирования системы Главрыбвода в 2005 году порядка 42 % рыбохозяйственного фонда подмосковных водоемов было договорами закреплено для организации КРХ. На некоторых водоемах действительно проводилась очень эффективная работа. На других шла подготовительная работа. За обществами охотников и рыболовов было закреплено 63 водоема общей площадью 12,9 тыс.га, за другими организациями — 110 водоемов общей площадью 14,5 тыс. га. Например, в водоемы области в 2003 году было выпущено арендаторами 8,9 млн. экз. различных ценных видов рыб. Государством в лице Управления «Мосрыбвод» было вселено 10,3 млн. экз. ценных рыб (судака 4,8 млн., щуки 2,4 млн., карпа 3 млн., 139,2 тысяч экз. разновозрастной стерляди и др. ценных видов). Всего в пересчете на производителей объем зарыбления составил 612 тыс. экземпляров ценных видов рыб.

После образования РОСРЫБОЛОВСТВА все договора на водоемы решили аннулировать и вновь выставить на конкурс, с привлечением в основном частного бизнеса. Объемы государственных работ по зарыблению и акклиматизации были сокращены. Многие граждане, уже привыкшие ловить бесплатно, естественно, возмутились, а зря, ведь рыбы в подмосковных водоемах, которые временно остались без присмотра, стало намного меньше. Вместе с тем, численность вновь созданных органов рыбоохраны значительно сократилась, а техническая вооруженность оставляет желать лучшего. Чем объяснить такую оптимизацию, сказать трудно, очевидно, вновь назначенное руководство решило показать себя экономным хозяином, а в результате браконьерство еще более возросло. Все отмечают — на водоемах настоящий беспредел. По самым скромным подсчетам, запрещенными орудиями лова браконьеры вылавливают в Подмосковье около 2000 тонн рыбы ежегодно.

Надо отметить довольно мощную оснащенность подмосковной рыбоохраны на начало двухтысячных. Так было: автомашин и в том числе специальных — 198 единиц, снегоходов — 43 ед., мотолодок — 65ед., мощных катеров — 14 ед., теплоходов — 2 ед., подвесных руль-моторов 126 единиц. Штатная численность госинспекторов рыбоохраны — 69 чел., ихтиологической службы — 18 госинспекторов. На водоемах области постоянно находилось 70 госинспекторов. В распоряжении рыбоохраны было 11 оснащенных баз на крупных водоемах области. В настоящее время это упущено: на одного инспектора приходится 5 административных районов, и браконьеры процветают.

В настоящее время любительское рыболовство становится одним из мощных видов хозяйственного освоения рыбных ресурсов и ощутимым компонентом в комплексе водопользования. В тоже время ограниченность рыбных ресурсов области нуждается в определенном регулировании. В период рынка во всех обществах охотников и рыболовов приоритет был отдан получению доходов в ущерб восстановительно-мелиоративным работам, поэтому процесс рыночных преобразований коснулся и любительского рыболовства. Объем зарыбления существенно, в разы сократился.

С учетом того, что на каждого жителя Московской области приходится только 37,4 кв. метров водной поверхности озер и водохранилищ, бесплатной рыбы не хватит на всех. Ограниченность рыбных ресурсов все равно будет стимулировать процессы создания платных рыбных хозяйств для рыболовства, правила лова в которых будут совсем другими. Точно такие же тенденции проявляются в других районах нашей страны. Рыбы все меньше на Волжских водохранилищах, на нижней Волге, в Ленинградской и Ростовской области и тому подобных местах, где плотность рыбацкого населения значительна. Поэтому в водоемы необходимо вкладывать значительные средства, усилить их охрану от браконьерства и загрязнения, а для этого нужны деньги. Необходимы усилия и государства, и частного бизнеса, и рыбацкой общественности. Введение разумной платы (фишкарты) за пользование водными биоресурсами на водоемах общего пользования вполне приемлемый выход и не должен вызывать отторжения и истерик у нормальных людей. Владельцы рыболовных баз отдыха, расположенных на крупных водохранилищах, озерах и реках, пускай продают свои услуги, платят налоги, а воспроизводством и охраной рыбы должны заниматься специалисты Росрыболовства. Так же необходимы платные КРХ на небольших замкнутых водоемах с высокой концентрацией рыбы, и многие рыболовы привыкли к гарантированному улову в таких хозяйствах.

Д. Багров, ихтиолог, рыболов и охотник

"МК.RU" 21.09.11 г.


главная журнал"СР" газета"РОГ" статьи форум карпомания фото спорт журнал"БР" охота


k®k 2002-2014 Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100