Калининградский рыболовный клуб


Никита Кричевский: Как воруют по закону?


Доктор экономических наук, профессор рассказывает о толлинге, лизинге, офшорах, обналичке и других «чёрных дырах» в бюджете России.

По независимым экспертным оценкам, в «нулевые» годы через офшоры из страны было выведено около 500 млрд долл. Кстати, такие зоны в своё время организовали и в России (Алтай, Калмыкия, Чукотка). Но масштабы ухода от налогов там были столь велики, что через несколько лет их прикрыли. Теперь пора залатать и зарубежные лазейки. Ими пользуются компании, работающие даже в таких инфраструктурных и стратегических отраслях экономики, как нефтяная промышленность и металлургия.

На островах

Чтобы в этом убедиться, достаточно изучить списки собст¬венников «большой четвёрки» российских нефтяных компаний. «Роснефть» на 75,2% принадлежит стопроцентно государственному «Роснефтегазу», а «Газпромнефть» — на 90% государственному же «Газпрому». Но вот среди владельцев «ЛУКОЙЛа» — кипрская фирма «Lukoil Investments Cyprus Ltd» (9,0% уставного капитала), которая, в свою очередь, на 99,9% принадлежит офшору с Британских Виргинских островов «Lukoil International Invest (BVI) Ltd». Да что там: «ТНК-ВР Холдинг», в который входит множество компаний, почти полностью — на 94,7% — в собст¬венности кипрской конторки «Novy Investments Limited».

Через офшоры нефтяники прокачивают львиную долю экс¬портной выручки, в них аккумулируют значительную часть прибыли.

В отличие от нефтегазового сектора российская металлургия почти полностью приватизирована. Холдинг «Металлоинвест», который занимается добычей полезных ископаемых и выпуском продукции чёрной металлургии, под данным за 2010 г., оформлен на целые три кипрские фирмы: «Gallagher Holdings Limited» (50%), «Seropaem Holdings Limited» (30%) и «Coalco Metals Limited» (20%). Между тем владелец «Металло¬инвеста» Алишер Усманов в последнем рейтинге журнала «Форбс» получил титул самого богатого бизнесмена России. Его состояние оценивается в 18,1 млрд. долл.

Но всех переплюнул Олег Дерипаска. Подмяв под себя всю алюминиевую промышленность страны, он не забыл оформить собственность на компанию «Русал» с офшорного острова Джерси. О том, насколько эффективно «офшорно-частное партнёрство», говорят итоги деятельности «Русала» за 2011 год. При общемировом росте производства алюминия на 8%, а потребления металла на 10% прирост на заводах «Русала» более чем скромный — 1%. Зато в 2010 г. благодаря офшорной юрисдикции эффективная (реально уплаченная) ставка по налогу на прибыль компании составила всего 4,8% (при стандартной ставке в России в 20%). Выходит, за прошлый год при прочих неизменных обстоятельствах «Русал» выплатит в бюджет всего 29,3 млн. долл. налога на прибыль. Был бы российским — заплатил бы 122 миллиона.

Знают ли обо всём этом в правительстве? Конечно знают, ведь приведённая информация публичная. Так почему же власти из год в год проигрывают борьбу с офшорами? Думается, главная причина в том, что в числе собст¬венников офшоров есть имена многих российских чиновников и их родных.

В петле обналички

Но не офшорами едиными жив казнокрад. Ещё одна напасть для бюджета — обналичка. Так называется перевод средств по фиктивным договорам фирмам-однодневкам с дальнейшим получением неучтённой наличности. Плата за эти «финансовые операции» невелика — в среднем 5% (для бюджетных средств — до 10%), а потому выгода для всех участников очевидна. Ведь, если бы деньги на зарплату и другие выплаты были легальными, коммерсантам пришлось бы платить 13% подоходного налога и 30% взносов в страховые фонды. А так — всего 5%. Причём однодневками «обнальные» конторы называть некорректно. Сегодня они даже сдают в налоговую балансы. Спасибо коррупции.

Правительство и Центробанк оценивают ежегодный незаконный финансовый оборот в 2 трлн. рублей, но в реальности сумма обналиченных средств минимум в два раза больше. Впрочем, если бы только с «официальных» двух триллионов уплачивался один лишь подоходный налог (а эти деньги в основном идут на личное обогащение и взятки чиновникам), казна ежегодно пополнялась бы на 260 млрд. рублей.

Монгольский флот

Другая «чёрная дыра» нашей экономики — толлинг. Эта схема позволяет беспошлинно ввозить в Россию сырьё для переработки, а потом так же беспошлинно вывозить сделанную из него готовую продукцию, которая к тому же не облагается НДС и некоторыми другими налогами. При этом зачастую сырьё поставляют в Россию фирмы, за которыми прячутся владельцы наших же заводов. Таким образом, они умудряются производить и продавать за границу товар в обход почти всех налогов.

Толлинг царствует в российской экономике с 1992 г. В те годы предприятия простаивали из-за отсутствия заказов, тысячами увольняли рабочих. И президент Борис Ельцин своим указом одобрил применение этой схемы на Братском алюминиевом заводе. Двадцать лет назад решение было принято от безыс¬ходности, хотя и тогда страна терпела от него одни убытки. Но и сегодня, когда многие российские предприятия твёрдо стоят на ногах, толлинг остаётся законным способом ухода от налогов благодаря мощнейшему промышленному лобби в правительстве, состоящему прежде всего из производителей чёрных и цветных металлов.

Чемпионом по толлингу можно считать упомянутый выше «Русал». В 2011 г. 65,4% глинозёма и 60,1% бокситов (основного сырья для производства алюминия) для российских заводов было добыто за границей: в Гвинее, Гайане и на Ямайке. Если учесть, что в 2011 г. Россия экспортировала необработанный алюминий на 7,2 млрд. долл., и предположить, что весь экспорт осуществлялся на условиях толлинга (а это допущение недалеко от истины), только по НДС страна недосчиталась почти 1,3 млрд долларов.

Деньги в буквальном смысле улетают из казны ещё и потому, что абсолютное число иностранных самолётов, бороздящих сегодня воздушные просторы России, ввезены в страну на условиях лизинга. При такой аренде имущество остаётся на балансе лизингодателя. А с авиакомпании не взимаются ввозные пошлины на широкофюзеляжные дальнемагистральные самолёты (20%), она не уплачивает НДС (18%) и региональный налог на имущество организаций (до 2,2%). «Экономию» для авиаперевозчиков (и, соответст¬венно, потери для бюджета) поясним на примере нового самолёта Boeing-787 Dreamliner вместимостью до 290 кресел. Каталожная стоимость «Боинга» составляет 227,8 млн. долл. Его покупка означает для компании единовременную уплату в бюджет страны таможенной пошлины (20%) в размере 45,6 млн. долл., НДС (18%) — 41 млн. долл. и налога на имущество (2,2%) — ещё 5 млн. долл. Итого 91,6 млн. долл. При лизинге их платить не надо.

Стоит ли игра свеч? Вопрос риторический. И не только для авиаперевозчиков, но и для владельцев морских судов, выбирающих «удобный» флаг для регистрации своих посудин. Сегодня более половины некогда российских кораблей зарегистрированы в таких «морских» дер¬жавах, как Камбоджа, Либерия и даже Монголия. Это позволяет судовладельцам избегать тех же таможенных пошлин, НДС, налога на имущество, многочисленных портовых сборов.

Кстати, об НДС. В России до сих пор принято возвращать этот налог экспортёрам, то есть в карман нашим олигархам, притом что до 80% экспорта — сырьё и продукция его первичной переработки. Так, в 2010 г., по данным казначейства, общая сумма возврата НДС составила без малого 1,3 трлн. рублей, или 15,7% всех доходов федерального бюджета. При этом сырьевикам вернули около 1 триллиона. Возврат НДС сырьевым экспортёрам, среди которых множест¬во офшоров, не чем иным, как преступлением перед страной назвать нельзя.

Цена посредника

В наших магазинах до 75% продуктов питания, 80% лекарств, 90% продукции лёгкой промышленности и почти 100% высокотехнологичных изделий импортные. Причём значительная часть поставляемой продукции «прогоняется» крупнейшими российскими импортёрами через собственные фирмы-прокладки (как российские, так и иностранные), в результате чего товар дорожает в разы. Только один пример: в США компьютер-планшетник iPad-2 компании Apple в среднем продаётся по цене 529 долл., а в России — более чем за 1 тыс. долл. Посредники оставляют на своих счетах всю промежуточную прибыль, а бюджет с неё не получает ни гроша. Справиться с армией ворюг-импортёров может только государство — путём введения тотального контроля над импортными операциями.

От редакции. Сможет ли новое правительство прикрыть многочисленные законные и нелегальные способы ухода от налогов? Если сможет, то, по самым скромным подсчётам, казна восполнит ежегодные потери на 3 трлн. руб. (!) — о дефиците бюджета, нехватке денег в Пенсионном фонде, отсутствии средств на развитие инфраструктуры можно будет забыть. «АиФ» продолжит следить за этой проблемой. Ждём откликов читателей, экспертов, участников подобных схем.

"www.sz.aif.ru" 25.04.12 г.


главная журнал"СР" газета"РОГ" статьи форум карпомания фото спорт журнал"БР" охота


k®k 2002-2014 Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100