Калининградский рыболовный клуб


Закон суров


25 мая 2012 года вступает в силу Федеральный закон № 36 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения понятия маломерного судна». В этом документе прописаны изменения, касающиеся понятий маломерного, прогулочного и спортивного судов, порядка регистрации маломерных судов и получения удостоверения на право управления маломерным судном. В первой статье нашего цикла мы расскажем об основных изменениях в новом законе.

Новые понятия

До выхода в свет нового Федерального закона определение понятия «маломерное судно» содержалось только в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях. В новой редакции закона определение понятия «маломерное судно» четко соотнесено с определением этого понятия, которое дано в правилах судоходства по внутренним водным путям Европейской экономической комиссии ООН. Кроме этого, понятие «маломерное судно» внесено в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации и Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации.

Определения судов:

Маломерное судно — это судно, длина которого не должна превышать двадцать метров и общее количество людей на котором не должно превышать двенадцать.

Прогулочное судно — это судно, общее количество людей на котором не должно превышать восемнадцать, в том числе пассажиров не более чем двенадцать, и которое используется в некоммерческих целях и предназначается для отдыха на водных объектах.

Спортивное парусное судно — это судно, построенное или переоборудованное для занятий спортом, использующее в качестве основной движущей силы силу ветра и эксплуатируемое в некоммерческих целях.

Помимо этого вносятся изменения в перечни реестров судов Российской Федерации. Теперь понятие «судовая книга» заменено на понятие «реестр маломерных судов». Сделано это в целях упорядочения процесса регистрации. Уточняется еще и порядок классификации и освидетельствования судов. Из-за конструктивных особенностей и различных требований по освидетельствованию в отдельные классы выделены спортивные и прогулочные суда.

Регистрации не подлежат

В новой редакции закона обозначено три основных группы судов, не подлежащих государственной регистрации. Первая группа — это шлюпки и иные плавучие средства, которые являются принадлежностями судна. Здесь все вполне логично. В большинстве случаев такие суда используются для спасения пассажиров в случае нештатных ситуаций на большом судне. Отдельно от «судна-родителя» они применяются крайне редко. Регистрация этих плавсредств создавала бы дополнительные и ненужные сложности для владельцев судов.

Вторая группа — спортивные парусные суда, длина которых не превышает 9 метров, которые не имеют двигателя и на которых не оборудованы места для отдыха. Спорт есть спорт! А спорту у нас — везде дорога.

Самой же интересной для нас группой судов, не подлежащих обязательной государственной регистрации, является третья. Это суда массой до 200 кг включительно и с двигателем (в случае установки) мощностью до 8 киловатт включительно. В эту группу попадает львиная доля лодок рыболовов.

Какие же тут главные отличия от предыдущего закона? Первое касается тех самых пресловутых килограммов. В старой редакции закона граница регистрации судов определялась грузоподъемностью судна, причем ограничение была весьма небольшим. В новом варианте привязка иная — собственная масса судна. В диапазон от 0 до 200 кг укладываются фактически все надувные суда, гребные лодки и часть пластиковых и металлических лодок, которыми пользуются рыболовы. Второй момент — это моторы. В предыдущей версии закона не подпадали под регистрацию моторы мощностью до 5 л.с. или 3,68 киловатта. Основная коллизия состояла в том, что у многих производителей обозначение мощности выглядело приблизительно так — 5 л.с. (3,7 кВт). Проще говоря, 3,68 немного округляли. И многие рыболовы, обзаводясь даже мотором мощностью 5 л.с., вынуждены были его регистрировать. В новой редакции никаких казусов не предвидится, четко обозначена мощность в киловаттах. Превышает — регистрируем, нет — спокойно катаемся.

Что почем?

В Федеральном законе № 36 обозначены и тарифы, установленные на регистрацию маломерных, прогулочных и спортивных судов. Естественно, на те, которые государственной регистрации подлежат. Итак, за государственную регистрацию в реестре маломерных судов в отношении спортивных парусных судов, прогулочных судов, маломерных судов предусмотрен сбор в 1000 рублей. За государственную регистрацию изменений, вносимых в реестр маломерных судов в отношении спортивных парусных судов, прогулочных судов, маломерных судов, — 100 рублей; за выдачу судового билета — 100 рублей; за выдачу свидетельства о праве собственности, за государственную регистрацию ограничений (обременений) прав на спортивное парусное судно, прогулочное судно, маломерное судно — 500 рублей.

Ложка дегтя

Если тем рыболовам, чьи плавсредства не подлежат регистрации, новый закон жизнь явно облегчает, то владельцы более серьезных лодок и моторов, похоже, получили новую головную боль. Теперь на подлежащих регистрации спортивных парусных судах, прогулочных судах, маломерных судах должны находиться следующие документы:

1) судовой билет;

2) список членов экипажа (судовая роль).

Если с судовым билетом все более- менее понятно, то с судовой ролью нет. «Судовая роль — документ, удостоверяющий наличие на борту судна членов экипажа и подтверждающий надлежащее укомплектование судна, что является одним из условий мореходности судна. Судовая роль представляет собой список лиц судового экипажа, в котором указываются фамилия, имя, отчество, год рождения, гражданство, должность, специальность каждого члена экипажа, номер диплома и паспорта моряка, а также тип и название судна, порт и номер регистрации, владелец судна. Судовая роль составляется на судне, подписывается капитаном или уполномоченным лицом и скрепляется судовой печатью.» — из комментария к Кодексу торгового мореплавания РФ. Как все это соблюсти, когда речь идет об обычной рыбацкой моторной лодке — вопрос, на который мы постараемся получить ответ в ближайшее время.

"Рыбак Рыбака" 15.05.12 г.


главная журнал"СР" газета"РОГ" статьи форум карпомания фото спорт журнал"БР" охота


k®k 2002-2014 Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100