Калининградский рыболовный клуб


Дрифтер: его препохабие


Выводы и предложения Счетной палаты Российской Федерации, которые будут заслушаны на заседании Общественного Совета «Сохраним лососей ВМЕСТЕ!» при Главе Усть-Большерецкого муниципального района для проведения общественных слушаний о нанесении крупномасштабным дрифтерным промыслом в исключительной экономической зоне Российской Федерации экологического ущерба нерестовым рекам Усть-Большерецкого муниципального района Камчатского края.

* * *

Справка

к совместному экспертно-аналитическому мероприятию «Комплексная оценка соблюдения законодательства, эффективности использования бюджетных средств и управления государственной собственностью в рыбохозяйственном комплексе в 2009-2010 годах, а также оценка эффективности использования средств федерального бюджета, предусмотренных в федеральной целевой программе „Повышение эффективности использования и развития ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса в 2009-2014 годах“ в части проектирования и строительства научно-исследовательских судов для нужд Росрыболовства»

г. Петропавловск — Камчатский

28 ноября 2011 года

На основании пункта 3.8.2. Плана работы Счетной палаты Российской Федерации на 2011 год, пункта 2.8. Плана работы Контрольно-счетной палаты Камчатского края на 2011 год, Счетной палатой Российской Федерации совместно с Контрольно-счетной палатой Камчатского края проведено экспертно-аналитическое мероприятие «Комплексная оценка соблюдения законодательства, эффективности использования бюджетных средств и управления государственной собственностью в рыбохозяйственном комплексе в 2009 — 2010 годах», а также оценка эффективности использования средств федерального бюджета, предусмотренных в федеральной целевой программе «Повышение эффективности использования и развития ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса в 2009 — 2014 годах» в части проектирования и строительства научно-исследовательских судов для нужд Росрыболовства«.

В соответствии с удостоверением на право проведения экспертно-аналитического мероприятия от 06 июня 2011 г. № 10-18/10-01 УЭ, выданного аудитором Счетной палаты Российской Федерации М. В. Одинцовым, аудитором Контрольно-счетной палаты Камчатского края С. Р. Курмаевой и консультантом Контрольно-счетной палаты Камчатского края С. А. Шавердиным в период с 12 по 24 июня 2011 года проведено экспертно-аналитическое мероприятие в Камчатском филиале ФГУ «Центр системы мониторинга рыболовства и связи».

В соответствии с программой, утвержденной Коллегией Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 20 мая 2011 г. № 30К (797), Камчатский филиал ФГУ «Центр системы мониторинга рыболовства и связи» является объектом проверки по вопросу: «Оценка эффективности использования квот на вылов (добычу) водных биологических ресурсов, в том числе при осуществлении промысла с применением пелагических дрифтерных сетей». Одной из целей Камчатского филиала, является, в том числе, организация и осуществление государственного мониторинга водных биологических ресурсов, наблюдение и контроль за деятельностью российских и иностранных пользователей, сбор, обработка, хранение и предоставление данных о вылове тихоокеанских лососей (раздельно по видам рыб) по каждому выданному разрешению на добычу (вылов) водных биологических ресурсов.

На основании Решения Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 16 сентября 2011 г. № 43 (810) утверждены изменения в программу проведения данного совместного экспертно-аналитического мероприятия, которым предусмотрено включение дополнительных вопросов и ответственных исполнителей в программу совместного экспертно-аналитического мероприятия по Усть-Камчатскому муниципальному району.

В соответствии с программой проведения экспертно-аналитического мероприятия ответственным исполнителям, а именно председателю Контрольно-ревизионной комиссии Усть-Камчатского муниципального района О. А. Гнездиловой и аудитору Контрольно-ревизионной комиссии Усть-Камчатского муниципального района В. Н. Ларионовой поручено рассмотреть три основных вопроса, а именно: анализ объема и структуры доходов и расходов Усть-Камчатского муниципального района; анализ социально-экономического развития Усть-Камчатского муниципального района; анализ и оценка развития рыбохозяйственной отрасли на территории Усть-Камчатского муниципального района.

В экспертно-аналитическом мероприятии учтены результаты совместной рабочей группы Счетной палаты Российской Федерации, Контрольно-счетной палаты Камчатского края, научных и природоохранных организаций в инспектировании Пограничной службой ФСБ России мест промысла тихоокеанских лососей, с целью мониторинга вылова тихоокеанских лососей с применением дрифтерных сетей.

Кроме того, учтена дополнительная информация, представленная по запросам Контрольно-счетной палаты Камчатского края Камчатским филиалом ФГУ «Центр системы мониторинга рыболовства и связи», Северо-Восточным территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству, Северо-Восточным пограничным управлением береговой охраны ФСБ России и Министерством рыбного хозяйства Камчатского края.

Результаты экспертно-аналитического мероприятия:

1. Анализ итогов деятельности организаций регионального рыбохозяйственного комплекса Камчатского края основан на оперативных данных Северо-Восточного территориального управления Федерального агентства по рыболовству об освоении водных биологических ресурсов и экономических показателях, формируемых органами статистики.

Необходимо обратить внимание на то, что, начиная с 2010 года, принципиально изменился порядок статистического учета показателей производства вследствие внедрения Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД), что обусловило определенную несопоставимость данных 2010 и 2009 годов. Кроме того, основные анализируемые показатели сформированы на основе отчетности только крупных и средних организаций комплекса. Указанные причины свидетельствуют об относительности оперативных данных и возможности их существенной корректировки в последующем.

В целом согласно информации предоставленной Министерством рыбного хозяйства Камчатского края деятельность рыбохозяйственных предприятий Камчатского края за 2010 год свидетельствует о положительных тенденциях развития.

Так, в 2010 году доля рыбопромышленного комплекса Камчатского края в общем объеме промышленного производства субъекта, как и ранее, очень велика и составила по оперативным данным 52%.

По итогам 2010 года Камчатский край, как и в 2008-2009 годах, занимает первое место по вылову водных биологических ресурсов и выпуску продукции среди всех регионов Дальневосточного федерального округа.

Предприятиям Камчатского края для освоения в целях промышленного и прибрежного рыболовства было выделено 853,6 тыс. т водных биологических ресурсов, из которых освоено 730,6 тыс. т или 86% выделенного объема. Кроме того, добывающими организациями выловлено 187,3 тыс. т водных биоресурсов, отнесенных к объектам рыболовства, в отношении которых общий допустимый улов не устанавливается.

Общий объем вылова водных биоресурсов в целях осуществления промышленного и прибрежного рыболовства в 2010 году составил 917,9 тыс. т или 111% к уровню 2009 года (вылов в 2009 году составил 826,8 тыс. т).

В целом (с учетом других направлений квот на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, выделенных Камчатскому краю — любительское и спортивное рыболовство, КМНС, внутренние водоемы и пр.) на 01.01.2011 года по оперативным данным выловлено 933,0 тыс. т водных биоресурсов, что на 11% превышает уровень 2009 года.

Увеличение вылова обусловлено, прежде всего, ростом объемов квот добычи (вылова) водных биоресурсов на основные промысловые объекты — минтай, лосось, треска, сельдь, терпуг, а также благоприятной промысловой обстановкой.

Значительное влияние на итоги освоения в 2010 году оказала «лососевая» путина, которая, несмотря на «четный» год, продемонстрировала отличные результаты. Хорошие подходы тихоокеанских лососей к Западному побережью Камчатки, принципиально новый порядок организации промысла, основанный на «бассейновом» принципе распределения объемов добычи между пользователями, оперативная работа Комиссии по регулированию добычи (вылова) анадромных видов рыб в Камчатском крае обусловили освоение промышленных объемов на уровне 152 тысяч т (93%).

В 2010 году квотами (объемами) добычи водных биоресурсов в Камчатском крае были наделены 229 пользователей (97% к уровню 2009 года). Уменьшение количества предприятий обусловлено сокращением количества пользователей «НеОДУемых» промысловых объектов, а также процессами объединения (укрупнения) рыбохозяйственных организаций.

Объем производства рыбо — и морепродуктов (без учета рыбных консервов) в 2010 году составил 718,4 тыс. т или 103% к уровню 2009 года. Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг в 2010 году превысил уровень 2009 года на 3% и составил 29,2 млрд. рублей.

О ситуации в отрасли свидетельствуют и финансовые результаты деятельности предприятий. За 2010 год крупными и средними предприятиями регионального рыбохозяйственного комплекса получена прибыль в размере 3,3 млрд. рублей, что составляет 90% к уровню аналогичного периода 2009 года. Некоторое снижение величины сальдированного финансового результата обусловлено, во многом, ростом стоимости ГСМ, затраты на приобретение которых составляют значительную долю в расходах предприятий, а также увеличением инвестиционных вложений организаций в развитие своих производств. В 2010 году организациями регионального рыбохозяйственного комплекса в развитие своих береговых перерабатывающих мощностей и строительство и модернизацию рыбопромыслового флота вложено более 2,0 млрд. рублей.

Повышение инвестиционной активности предприятий обусловлено: 1) долгосрочным закреплением долей квот добычи (вылова) водных биоресурсов (на десятилетний период) и рыбопромысловых участков (на двадцатилетний период), предоставившим предприятиям возможность планировать свою работу на длительную перспективу; 2) оказанием на федеральном и региональном уровнях государственной поддержки рыбохозяйственным организациям в виде субсидирования части затрат на уплату процентных ставок по инвестиционным кредитам, полученным в российских кредитных организациях, а также на уплату лизинговых платежей по договорам лизинга, заключенным с российскими лизинговыми компаниями, на строительство и модернизацию рыбопромысловых судов, а также объектов рыбоперерабатывающей инфраструктуры и объектов хранения рыбной продукции.

Более того, необходимо отметить то, что, несмотря на снижение прибыли, по итогам 2010 года в бюджетную систему Российской Федерации предприятиями регионального рыбохозяйственного комплекса перечислено 3,4 млрд. рублей, в том числе 0,52 млрд. рублей — поступления сбора за пользование объектами водных биоресурсов. Поступления от рыбохозяйственных организаций Камчатского края в 2010 году составили 115% к уровню 2009 года.

Среднегодовая численность работников рыбохозяйственных организаций по итогам 2010 года составила 17,2 тыс. человек. Среднемесячная номинальная заработная плата работников, занятых на предприятиях, основным видом деятельности которых является «рыболовство, рыбоводство», составила 28,8 тыс. рублей (или 75% к уровню 2009 года), в то время как на предприятиях, занятых переработкой и консервированием рыбо — и морепродуктов, она составила 42,8 тыс. рублей (или 167% к уровню 2009 года). Значительное увеличение показателей заработной платы в одних отраслях и сокращение в других обусловлено изменениями в порядке статистического учета.

Прибрежное рыболовство в Камчатском крае является чрезвычайно важной составляющей рыбохозяйственной отрасли, основой для развития отдаленных населенных пунктов и береговых территорий полуострова, источником существования значительной части населения береговых поселков. Прибрежное рыболовство стимулирует развитие рыбопромыслового флота, береговой и портовой инфраструктуры рыбохозяйственного комплекса, является источником пополнения бюджета региона.

Тем не менее, несмотря на положительные тенденции, не все вопросы в области развития рыбохозяйственного комплекса решены сегодня.

Первая проблема обновления и модернизации рыбопромыслового флота. До настоящего момента не утверждена Стратегия развития рыболовного судостроения (ее принятие предполагалось до конца 2010 года), что существенно затягивает реализацию намеченных государством задач в данном направлении. Крайне необходимо принятие принципиальных решений относительно механизма поддержки судостроения со стороны государства (лизинговые схемы, налоговое стимулирование, использование в качестве залогового обеспечения по кредитным договорам долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов и др.).

Вторая проблема — повышения уровня развития инфраструктуры внутреннего рынка рыбной продукции, его логистического обеспечения в целях беспрепятственной доставки продукции из водных биологических ресурсов из удаленных районов Дальнего Востока в центральную часть России, а также обеспечения доступности отечественной рыбной продукции для населения;

Существующие законодательные ограничения в работе предприятий, осуществляющих прибрежное рыболовство, связанные с обязательством переработки их уловов водных биологических ресурсов исключительно на береговых рыбоперерабатывающих предприятиях.

Данная проблема особенно актуальна для Камчатского края, поскольку, вследствие тяжелой ледовой обстановки в удаленных Карагинской, Западно-Камчатской и Западно-Беринговоморской промысловых подзонах в течение восьми месяцев в году, отсутствия круглогодично работающих заводов на побережьях полуострова, длительного перехода, делающего доставку уловов из этих районов на береговые мощности Петропавловско-Елизовской агломерации неэффективной и невозможной без потери качественных характеристик, переработка уловов исторически осуществлялась на борту рыбопромысловых судов.

В целях решения обозначенных проблем Министерство рыбного хозяйства Камчатского края считает необходимым:

— ускорить процедуру доработки и утверждения Стратегии развития рыболовного судостроения;

— разработать федеральную программу развития лизинговой деятельности в сфере рыболовного судостроения;

— внести изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации в части предоставления налогоплательщикам права применения к основной норме амортизации специального коэффициента (до 3 включительно) в отношении судов рыбопромыслового флота, построенных на российских судостроительных вервях (механизм ускоренной амортизации);

— разработать комплекс мер по развитию инфраструктуры и логистическому обеспечению рынка рыбной продукции в целях продвижения российской продукции из водных биологических ресурсов из дальневосточных регионов в центральную часть России, а также обеспечению доступности отечественной рыбной продукции для населения;

— разработать комплекс мероприятий, предполагающих компенсацию за счет средств федерального бюджета выпадающих доходов ОАО «РЖД»;

— внести изменения в Федеральный закон от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», допускающие производство рыбной продукции на судах рыбопромыслового флота при осуществлении прибрежного рыболовства;

— рассмотреть возможность разработки специального Федерального закона, регламентирующего вопросы в сфере прибрежного рыболовства с учетом существующей специфики.

Реализация указанных предложений, по мнению Министерства рыбного хозяйства Камчатского края, позволит обеспечить дальнейшее развитие рыбохозяйственного комплекса, как Камчатского края, так и Российской Федерации в целом.

2. В рамках экспертно-аналитического мероприятия проведен анализ объема и структуры доходов и расходов Усть-Камчатского муниципального района, его социально-экономическое развитие, а также дана оценка развития рыбохозяйственной отрасли района за 2009-2010 гг.

По состоянию на 1 января 2010 г. среднегодовая численность района составила 12290 человек, на 1 января 2011 г. — 11660 человек. Основная причина сокращения численности — миграционные потери, которые в 5-6 раз превышают естественную убыль населения.

Номинальные денежные доходы населения Усть-Камчатского муниципального района в 2009 году составили 2518,73 млн. рублей, в 2010 году — 2899,35 млн. рублей. Денежные доходы на душу населения в 2009 году составили 17077,0 рублей и 20722,0 рубля в 2010 г. Основным источником дохода населения является оплата труда (67% в 2009 году и 71% в 2010 году).

На территории района количество хозяйствующих субъектов составляет 218 единиц. Рыбная отрасль — безусловно, самая главная для Усть-Камчатского муниципального района. Предприятия рыбохозяйственного комплекса обеспечивают значительную часть занятости населения в период путины (до — 1500 человек работающих, из них — 300 человек постоянно работающих на предприятиях рыбной отрасли). За последние 5 лет наметилась тенденция к некоторому сокращению численности работающих, за счет принимаемых на период путины. По сравнению с 2001 годом максимальное количество трудоустроенных на работу снизилось с 2265 человек до 1537 человек. Рыбопереработка, наряду с энергетикой, определяют объем промышленного производства района. В 2009 году объем собственного производства составил 1093,6 млн. рублей, в 2010 году — 1272,8 млн. рублей.

В структуре перерабатывающей промышленности наибольший удельный вес традиционно занимает производство пищевых продуктов — 99,9%, где основную долю занимает производство рыбных консервов. В 2009 г. объем производства консервов вырос на 26,5%, так же увеличилось и производство рыбы охлажденной на 11%. Готовой рыбной продукции на экспорт отгружено 4144,8 т.

На 2009 год бюджет Усть-Камчатского муниципального района утвержден по доходам в размере 1012,0 млн. рублей и исполнен в размере 952,0 млн. рублей, или 94%; по расходам в размере 1015,0 млн. рублей и исполнен в размере 937,0 млн. рублей, или 92%. На 2010 год бюджет района утвержден по доходам в размере 1018,0 млн. рублей, исполнение составило 948,0 млн. рублей или 93%; по расходам в размере 1036,0 млн. рублей, исполнение составило 963,0 млн. рублей, или 92%.

Налоговые и неналоговые доходы в 2009 году исполнены в размере 144,0 млн. рублей или 15% от доходов, в 2010 году — в размере 186,0 млн. рублей, или 19% от доходов, то есть на 42,0 млн. рублей больше, чем в 2009 году.

Ловом рыбы в поселении занимаются 9 предприятий, 6 из которых осуществляют вылов тихоокеанских лососей (основной промысловый объект — нерка). Все предприятия имеют собственные базы переработки, позволяющие полностью обработать добытое сырье самостоятельно, имеется резерв перерабатывающих мощностей. Эффективность работы комплекса зависит в первую очередь от размеров выделяемых квот.

Наиболее крупное предприятие рыбной промышленности (да и всей экономики Усть-Камчатского сельского поселения в целом) — ООО «Устькамчатрыба» (численность работающих — 300 человек, из них постоянно работающих — 40 человек). В доперестроечные времена численность работающих на данном предприятии достигала 1200 человек. Помимо постоянной численности на предприятиях рыбной промышленности Усть-Камчатского сельского поселения на сезонных работах (в период путины) дополнительно привлекается 900 человек, в некоторые годы — до 1,5 тысяч человек.

В 2009 году предприятиями поселения выловлено 46,3 тысяч тонн водных биологических ресурсов; в 2010 году — 49,7 тыс. т,. Основной объем квот и вылова приходиться на предприятие ООО «Устькамчатрыба».

Выручка от продажи товаров, продукции (работ, услуг) в 2009 году составила 1108,0 млн. рублей; в 2010 году — 1333,0 млн. рублей.

Поступление налогов от предприятий рыбной промышленности в 2009 году составило 88,0 млн. рублей или 1893 рубля на тонну выловленных биологических ресурсов, в 2010 году предприятиями перечислено в бюджет 120,0 млн. рублей или 2409 рубля на тонну, то есть на 32,0 млн. рублей больше, чем в 2009 году.

По виду деятельности «Рыболовство и рыбоводство» объем производства продукции предприятий рыбного хозяйства в 2009 году составил 1375,5 млн. рублей. Индекс промышленного производства по данному виду деятельности в 2009 году составил 202,6% к аналогичному периоду 2008 года.

Оборот организаций рыболовства в 2010 году в действующих ценах составил 2161,7 млн. рублей и увеличился на 57% по сравнению с 2009 годом.

Для высокой эффективности рыбной отрасли района крайне важно:

— своевременное начало основного промысла с 1 июня;

— обеспечение защиты нерестилищ от браконьеров;

— сохранение рыбных запасов р. Камчатка. Важным звеном в деле сохранения и увеличения стада являются рыборазводные заводы, создаваемые по рекомендациям ФГУП КамчатНИРО, определяющие выбор мест размещения заводов, перспективных для данных мест видов воспроизводимого лосося;

— финансирование проведения водоохранных мероприятий и, в первую очередь, на расчистке нерестилищ, очистке реки Камчатка от затопленного леса, металлолома;

— развитие прибрежного рыболовства;

— развитие береговой переработки рыбной продукции.

3. В соответствии с Федеральным законом от 20 декабря 2004 г. № 166-ФЗ, капитаны судов обязаны предоставлять полную информацию о результатах промысла в федеральные органы исполнительной власти, определенные Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4.2 приказа Госкомрыболовства от 10 октября 1996 г. № 185 «О порядке и механизме представления оперативной и статистической отчетности по добыче рыбы и переработке рыбопродукции», рыбопромысловые суда обязаны ежесуточно подавать отчетность о своей производственной деятельности (далее — судовые суточные донесения, или ССД).

Как показала проверка, проведенная в Камчатском филиале ФГУ «Центр системы мониторинга рыболовства и связи», в 2009-2010 гг., вылов тихоокеанских лососей в исключительной экономической зоне Российской Федерации (далее — ИЭЗ РФ) в 2009-2010 гг. дрифтерными сетями осуществлялся японскими судами в рамках Соглашений между Правительством СССР и Правительством Японии от 07.12.1984 и 12.05.1985, а также на основании протоколов сессий Смешанных комиссий проводимых в 2009-2010 гг.

По информации Северо-Восточного ПУ БО ФСБ России в соответствии с положениями 25 и 26 сессий Рооссийско-Японской комиссии по рыболовству, должностные лица Северо-Восточного ПУ БО ФСБ России на добывающие японские рыбопромысловые суда в 2009-2010 гг. не направлялись. Контроль за промысловой деятельностью указанных судов осуществлялся должностными лицами Северо-Восточного ПУ БО ФСБ России, находящимися на пограничных кораблях (патрульных судах) в районах промысла и в морских контрольных пунктах (точках), а также должностными лицами пограничного управления, находящимися на японских судах доставки инспекторского состава в район промысла.

Между тем, согласно положениям Федерального закона от 17 декабря 1998 г. № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» (пункт 3 статьи 12.4.) иностранные суда, осуществляющие рыболовство в исключительной экономической зоне, обязаны осуществлять рыболовство только в присутствии должностного лица органов охраны и под его контролем.

Улов японскими судами в ИЭЗ РФ составил 13391,0 т., из них: в 2009 году — 5895,5 т., в 2010 году — 7495,5 т. В 2011 году улов составил 5089,9 т.

В научных целях вылов тихоокеанских лососей в ИЭЗ РФ дрифтерными сетями осуществлялся только двумя судами (по программе ФГУП «КамчатНИРО»). Объем их улова в 2009 году составил 56,6 т.

С 2010 года в ИЭЗ РФ в соответствии с законодательством осуществляется российский промышленный лов дрифтерными сетями. Объем их улова в 2010-2011 гг. по данным пользователей водных биологических ресурсов составил 19525,3 т., из них: в 2010 году — 9305,3 т., в 2011 году — 10220,0 т.

Кроме этого, как показала проверка, добыча (вылов) тихоокеанских лососей в 2009-2011 гг. осуществлялась плавными (дрифтерными) сетями на рыбопромысловых участках, расположенных в Северо-Курильской (266) зоне и Камчатско-Курильской (272) подзоне, а именно в территориальном море, омывающем Северные Курилы (острова Парамушир, Атласова и Шумшу). Объем их улова за 2009-2011 гг. составил 3989,7 т., в том числе в 2009 году — 736,7 т., в 2010 году — 1290,8 т., в 2011 году — 1962,2 т.

Так, согласно поданных ССД, в 2009 году добыча (вылов) тихоокеанских лососей в Северо-Курильской (266) зоне и Камчатско-Курильской (272) подзоне осуществлялась двумя судами — МДС «Командор 108» и СРТМ «Ирида», вылов которых составил в объеме 736,6 т., в том числе по коду «1» (промышленное рыболовство) — 593,0 т, по коду «12» (прибрежное рыболовство) — 143, т.

Согласно поданных ССД в 2010 году добыча (вылов) тихоокеанских лососей осуществлялась четырьмя судами, такими, как МДС «Командор 108», СРТМ «Ирида», СДС «Корал Стар» и УС «Профессор Фролов», вылов которых составил 1290,8 т., в том числе по коду «1» (промышленное рыболовство) — 985,4 т, по коду «12» (прибрежное рыболовство) — 305,4 т.

В 2011 году, добычу (вылов) тихоокеанских лососей на рыбопромысловых участках осуществляли МДС «Командор 108», УС «Профессор Фролов», СРТМ «Ирида», СДС «Корал Стар», СДС «Мыс Урумпет». Указанные суда осуществляли добычу (вылов) тихоокеанских лососей в целях прибрежного рыболовства, в соответствии с протоколом от 29 апреля 2011 г. № 5 Комиссии по регулированию добычи (вылова) анадромных видов рыб в Сахалинской области (далее — Комиссия).

Комиссией было разрешено пользователям при осуществлении прибрежного рыболовства осваивать объемы добычи (вылова) тихоокеанских лососей c применением рыбопромысловых судов плавными (дрифтерными) сетями в пределах рыбопромысловых участков (далее — РПУ) Северо-Курильской зоны и Камчатско-Курильской подзоны. Перечень участков был утвержден Постановлением Правительства Сахалинской области от 17.03.2011 № 79, в котором цель использования РПУ определена как «прибрежное рыболовство».

Вместе с тем, в 2009-2011 гг. при осуществлении добычи (вылова) тихоокеанских лососей вышеперечисленные суда указывали в ССД как код режима промысла «1» — промышленное рыболовство, так и код режима промысла «12» — прибрежное рыболовство.

Вылов в 2011 году указанных судов составил 1962,2 т., в том числе по коду «1» (промышленное рыболовство) — 1206,5 т, по коду «12» (прибрежное рыболовство) — 755,4 т.

Между тем, согласно данных оперативной отчетности предприятий — владельцев РПУ, в 2011 году вылов тихоокеанских лососей в Северо-Курильской (266) зоне и Камчатско-Курильской (272) подзоне составил в объеме 2952,7 т, в том числе по коду «1» (промышленное рыболовство) — 1642,3 т., по коду «12» (прибрежное рыболовство) — 1310,4 т, или на 990,3 т. больше, чем указано согласно судовых суточных донесений.

Таким образом, разница в объеме 990,3 т. между оперативной отчетностью предприятий и ССД судов возникла вследствие промысловой деятельности катеров, которые в соответствии с Федеральным законом от 20 декабря 2004 г. № 166-ФЗ не подают суточные судовые донесения (ССД) и не оснащены техническими средствами контроля (ТСК), так как они относятся к самоходным судам с главным двигателем мощностью менее пятидесяти пяти киловатт и валовой вместимостью менее восьмидесяти тонн.

Между тем, согласно ст. 7.8 Правил рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна, капитан или лицо, ответственное за добычу (вылов) водных биоресурсов ежедневно подает ССД о рыболовной деятельности.

Представленные данные отчетности предприятий и ССД не соответствуют между собой как в объемных показателях, так и в кодировке режимов промысла.

Следует отметить, что Камчатский филиал ФГУ «Центр системы мониторинга рыболовства и связи» неоднократно извещал органы исполнительной власти в области рыболовства, контролирующие органы, а также судовладельцев о несоответствии предоставляемых пользователями данных о вылове тихоокеанских лососей по кодировке режимов промысла.

На момент проведения проверки часть судов и пользователей (МДС «Командор 108», СДС «Корал Стар», СДС «Мыс Урумпет», ООО «Фирма Морепродукт») изменили код режима промысла с «1» (промышленное рыболовство) на «12» (прибрежное рыболовство). Между тем, такие суда, как УС «Профессор Фролов» и СРТМ «Ирида» такой корректировки ССД не произвели.

Согласно, письменных объяснений от судовладельцев указанных судов, предоставленных в адрес Камчатском филиале ФГУ «Центр системы мониторинга рыболовства и связи», код режима промысла «1» применялся при подаче ССД в соответствии с выданными Сахалино-Курильским территориальнм управлением Росрыболовства (далее — СКТУ) разрешениями, в которых был указан вид рыболовства — «промышленное рыболовство». Например, на судно СРТМ «Ирида» (12288), судовладелец ООО «Гранис» (8966), СКТУ выписало 21 разрешение, в которых вид рыболовства был указан, как «промышленное рыболовство».

Таким образом, в данные о вылове тихоокеанских лососей дрифтерными сетями в ИЭЗ РФ в целях промышленного рыболовства (код режима промысла «1») за 2009-2011 гг. был включен объем о вылове тихоокеанских лососей плавными (дрифтерными) сетями на рыбопромысловых участках в целях прибрежного рыболовства (код «12») всего 2784,9 т., Соответственно, искажение данные попали в базу данных отраслевой системы мониторинга, что в целом, приводит к искажению, как оперативной отчетности предприятий, так и промысловой отчетности судов.

В соответствии с пунктом 10.1 Федерального закона от 20 декабря 2004 г. № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранению водных биологических ресурсов» (далее — Федеральный закон от 20 декабря 2004 г. № 166-ФЗ), прибрежное рыболовство — предпринимательская деятельность по поиску и добыче (вылову) водных биоресурсов, приемке, обработке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биоресурсов в определенные органами государственной власти прибрежных субъектов Российской Федерации места доставки на территориях этих субъектов, в том числе в морские порты Российской Федерации.

Однако, по данным ССД, из всех судов, осуществлявших добычу (вылов) тихоокеанских лососей плавными (дрифтерными) сетями в пределах рыбопромысловых участков в 2011 году, УС «Профессор Фролов», СРТМ «Ирида», СДС «Мыс Урумпет» не сдавали лосось-сырец на береговую обработку, продукцию производили на борту судов. После чего указанные суда перегружали готовую продукцию на транспортное судно ТР «Крымский», который вез ее в порт Корсаков, где груз проходил таможенное оформление, после чего ТР «Крымский» отвозил продукцию в Японию, порт Исикари-Шинга. В 2011 г. судно «Профессор Фролов» отгружался в районе промысла 10 раз, «Ирида» — 6 раз, «Мыс Урумпет» — 2 раза. Однократную отгрузку в августе месяце 2011 года указанные суда произвели на другое транспортное судно — ТР «Дружба», которое также после таможенного оформления в порту Корсаков, ушло на выгрузку рыбопродукции в Японию.

В июне 2011 года, с целью оценки эффективности использования квот на вылов (добычу) водных биологический ресурсов, установлению ущерба причиненного популяциям морских птиц при осуществлении промысла с применением пелагических дрифтерных сетей, рабочей группой в составе представителей Счетной палаты Российской Федерации, Контрольно-счетной палаты Камчатского края, Законодательного Собрания Камчатского края, Камчатской государственной морской инспекции, пограничной службы ФСБ России по Камчатскому краю, с участием независимых экспертов осуществлена служебная командировка в Берингово море и Тихий океан, в период с 16 июня 2011 г. по 22 июня 2011 г.

Выход в море осуществлялся на сторожевом пограничном корабле ПСКР «Орел». За время нахождения в районах промысла (Петропавловск-Командорская и Карагинская подзоны) рабочей группой были досмотрены 6 промысловых судов (СДС «Адонис», СРТМ «Кадет-601», РШ «Санширо Мару», СРТМ «Демократ Леонов», РШ «Лотос-04» и СРТМ «Братцево»).

В ходе выборочной проверки судов установлено.

1) 17 июня 2011 г. проверено судно СДС «Адонис». По Акту проверки в улове по видовому составу оказались: нерка 15330,6 кг (87,6%), кета 1933,5 кг (11%), горбуша 196,4 кг (1,1%), чавыча 53,82 кг (0,3%), птиц 151 шт. (серый буревестник 131 шт., глупыш 14 шт., кайра 4 шт., чайка 1 шт., топорок 1 шт.).

Во время нахождения рабочей группы на борту судна, была проверена выборка четырех порядков из шести. По данным ССД за этот промысловый день по результатам выборки всех порядков в составе улова было: нерки — 21175 кг (85,8%), кеты — 2953 кг (12%), горбуши — 426 кг (1,7%), чавычи — 123 кг (0,5%).

Как показал анализ, улов нерки по ССД был выше зафиксированного в Акте проверки на 5845 кг, кеты больше на 1019 кг, чавычи — на 69 кг. Между тем, улов горбуши по ССД равен улову, зафиксированному в Акте проверки судна. Из вышеизложенного следует, что в ССД, включающую информацию об уловах вне контрольного наблюдения, отражены недостоверные данные об уловах тихоокеанских лососей.

На основании справки о вылове и готовой продукции на борту СДС «Адонис» на 17 июня 2011 г. количество готовой продукции составляет: нерка 49246 кг (82,5%), кета 9179 кг (15,5%), чавыча 118 кг (0,1%), горбуша 1171 кг (2%).

Информация о прилове птиц и морских млекопитающих в промысловом журнале в нарушение Федерального закона от 20 декабря 2004 г. № 166-ФЗ отсутствует.

2) 17 июня 2011 г. проверено судно СРТМ «Кадет-601». По Акту проверки в улове по видовому составу оказались: нерка 4901 кг (68,1% ), кета 1861 кг (25,7%), горбуша 425 кг (5,9%), чавыча 7 кг (0,01%), птиц 69 шт. (серый буревестник 56 шт., глупыш 8 шт., кайра 2 шт., альбатрос 1 шт., чайка 2 шт.).

ССД за эти же промысловые сутки содержат следующие сведения о видовом составе улова: нерка — 7701 кг (70%), кета — 2873 кг (26,1%), горбуша — 425 кг (3,9%), чавыча — 7 кг (<0,01%).

Данные ССД по улову нерки превышают зафиксированные Актом проверки на 2800 кг, кеты — на 1012 кг. Данные по улову горбуши в ССД совпадают с данными в Акте проверки. Из вышеизложенного следует, что в ССД, включающую информацию об уловах вне контрольного наблюдения, отражены недостоверные данные об уловах тихоокеанских лососей.

После проверки судно сменило район промысла.

На основании справки о вылове и готовой продукции на борту СРТМ «Кадет-601» на 17.06.2011 года количество готовой продукции составляет: нерка 220499 кг (76,8% , из них 1 сорт 215667 кг, что составляет 98% и 2 сорт 4832 кг, что составляет 2%), кета 58807 кг (20,05% ), чавыча 1263 кг (0,05%), горбуша 6664 кг (2,3%).

Информация о прилове птиц и морских млекопитающих в промысловом журнале в нарушение Федерального закона от 20 декабря 2004 г. № 166-ФЗ отсутствует.

3) 20 июня 2011 г. проверено судно СРТМ «Демократ Леонов». По Акту проверки в улове по видовому составу оказались: нерка 748 кг (63,8%), кета 157 кг (13,4%), горбуша 268 кг (22,8%), птиц 20 шт. (глупыш 4 шт., кайра 12 шт., топорок 4 шт.), 1 сельдевая акула и 1 дельфин.

Во время нахождения рабочей группы на борту судна, были проверены все выставленные в эти промысловые сутки порядки. Расхождений данных с данными ССД за промысловые сутки не обнаружено.

После проверки судно сменило район промысла.

На основании справки о вылове и готовой продукции на борту СРТМ «Демократ Леонов» на 20.06.2011 года количество готовой продукции составляет: нерка 63120 кг (77%), кета 16802 кг (20,5%), чавыча 435 кг (0,05%), горбуша 1600 кг (1,95%).

Количество птиц на основании справки о прилове птиц по промысловому журналу судна за период с 21.05.2011 года по 19.06.2011 года составляет 177 шт., без указания видов.

4) 20 июня 2011 г. проверено судно РШ «Лотос-04». По Акту проверки в улове по видовому составу оказались: нерка 797 кг (45,5%), кета 630 кг (35,9%), горбуша 327 кг (18,6%), птиц 56 шт. (кайра 36 шт., топорок 9 шт., серый буревестник 9 шт., большая конюга 2 шт.).

Во время нахождения рабочей группы на борту судна, была проверена выборка двух порядков из четырех. По ССД за эти же промысловые сутки в улове было: нерки — 1284 кг (49,3%), кеты — 996 кг (38,2%), горбуши — 327 кг (12,5%).

Различия в улове между данными зафиксированными в Акте и данными в ССД за сутки составили по нерке — 487 кг, по кете — 366 кг. Улов горбуши в ССД соответствует улову, зафиксированному в Акте проверки.

Из вышеизложенного следует, что в данные ССД, включающую информацию об уловах вне контрольного наблюдения, отражены недостоверные данные об уловах тихоокеанских лососей.

После проверки судно сменило район промысла.

На основании справки о вылове и готовой продукции на борту РШ «Лотос-04» на 20 июня 2011 г. количество готовой продукции составляет: нерка 243382 кг (72,13% улова), кета 88887 кг (26,34% улова), чавыча 828 кг (0,02% улова), горбуша 4315 кг (1,27% улова).

Количество птиц на основании справки о прилове птиц за период с 8 мая 2011 г. по 19 июня 2011 г. составляет 291 шт., без указания видов.

Судном РШ «Лотос-04» осуществлялось добыча (вылов) водных биологических ресурсов с использованием дрифтерных порядков с нанесением опознавательных знаков не в полном объеме.

В совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8,37 КоАП РФ, на капитана судна наложен административный штраф в размере 10,0 тыс. рублей (Постановление Северо-Восточного ПУ БО ФСБ России по делу об административном правонарушении от 20.06.2011 г.).

5) 21 июня 2011 г. проверено судно СРТМ «Братцево». По Акту проверки в улове по видовому составу оказались: нерка 2671,64 кг (61,4%), кета 731,002 кг (13,3%), горбуша 666 кг (24,6%), чавыча 9 кг (0,06%), птиц 13 шт. (серый буревестник 10 шт., топорок 3 шт.).

Акт проверки отражает улов двух порядков из четырех поставленных в эти промысловые сутки. В связи с погодными условиями инспекторы были вынуждены оставить судно до окончания выборки оставшихся двух порядков.

По данным ССД улов всеми четырьмя порядками включал: нерки — 7202 кг (73, 3%), кета — 1845 кг (18,7%), горбуша — 740 кг (7,5%), чавыча — 43 кг (0,4%).

При сравнении данных Акта проверки и ССД обращает внимание факт непропорционального увеличения улова отдельных видов. Улов нерки возрос в 2,7 раза, кеты — в 2,5 раза, горбуши — в 1,1 раза.

На основании справки о вылове и готовой продукции на борту СРТМ «Братцево» на 20 июня 2011 г. количество готовой продукции составляет: нерка 85911 кг (76,56% улова), кета 23791 кг (21,2%), чавыча 357 кг (0,03%), горбуша 491 кг (1,91%).

Информация о прилове птиц и морских млекопитающих в промысловом журнале в нарушение Федерального закона от 20 декабря 2004 г. № 166-ФЗ отсутствует.

6) 17 июня 2011 г. по 18 июня 2011 г. проверено судно РШ «Санширо Мару». По Акту проверки в улове по видовому составу оказались: нерка 10130,5 кг (77,14%), кета 2470,2 кг (18,81%), горбуша 491,2 кг (3,74%), чавыча 39,9 кг (0,03%), птиц 62 шт. (серый буревестник 4 шт., глупыш 53 шт., кайра 2 шт., альбатрос 1 шт., топорок 2 шт.) и 1 сельдевая акула.

На основании справки о вылове и готовой продукции на борту РШ «Санширо Мару» на 17.06.2011 года количество готовой продукции составляет: нерка 28425 кг (75,7%), кета 8037 кг (21,39%), чавыча 568,7 кг (1,5%), горбуша 533 кг (1,4%).

В ходе выборки дрифтерных порядков улов превысил квоту на 1195,6 кг (нерки), установленную имеющимся на борту разрешением на добычу (вылов) водных биоресурсов серия СКТУ № 002052 (Постановление Северо-Восточного ПУ БО ФСБ России по делу об административном правонарушении от 19.06.2011 г.). 19 июня 2011 г. составлен Акт об уничтожении изъятой рыбной продукции в количестве 1195,5 кг, или 521 особь нерки.

Во время нахождения рабочей группы на борту судна, были проверены все выставленные в эти промысловые сутки порядки. Расхождения данных с ССД за промысловые сутки не установлено. Причина уничтожения нелегального улова указанная в ССД — «в связи с порчей».

После проверки судно сменило район промысла, в связи с исчерпанием лимита в подзоне.

Из-за превышения квот на вылов нерки на 1195,6 кг (521 особь) ущерб государству составил 49,8 тыс. рублей (среднерыночная оптовая стоимость одного килограмма нерки сырца на российском рынке на июнь месяц 2011 г. составлял 41,69 рублей).

Количество птиц на основании справки о прилове птиц за период с 22.05.2011 г. по 16.06.2011 г. по промысловому журналу судна составляет 24 шт, без указания видов.

В соответствии со ст. 77 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством. Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде.

В соответствии со ст. 78 этого же Закона компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда. Иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет.

Нормативы стоимости объектов животного мира занесенным в Красную книгу Российской Федерации, а также иным объектам животного мира, не относящимся к объектам охоты и рыболовства и среде их обитания утверждены в приложении 1,2 к Методике исчисления размера вреда, причиненного объектам животного мира, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, а также иным объектам животного мира, не относящимся к объектам охоты и рыболовства и среды их обитания, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов российской Федерации от 28 апреля 2008 г. № 107.

Исчисление размера вреда от уничтожения, незаконного вылова или добычи водных биологических ресурсов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и не относящихся к объектам рыболовства, производится согласно соответствующим таксам, утвержденным Постановлениями Правительства Российской Федерации от 25 мая 1994 г. № 515 и от 26 сентября 2000 г. № 7 24.

В результате проверок 6 российских судов из 15, осуществляющих российский дрифтерный промысел, в улове по видовому составу оказались 371 шт. морских птиц. Сумма ущерба в результате использования дрифтерных сетей причиненного популяциям морских птиц вследствие гибели в дрифтерных сетях, составила 953,0 тыс. рублей из них:

Глупыш 79 шт. * 3000 руб. = 237,0 тыс. рублей;

Кайра 56 шт. * 1000 = 56,0 тыс. рублей;

Чайка 3 шт. * 1000 = 3,0 тыс. рублей;

Топорок 19 шт. 1000 = 19,0 тыс. рублей;

Серый буревестник 210 шт. * 3000 рублей = 630,0 тыс. рублей;

Альбатрос 2 шт. * 3000 = 6,0 тыс. рублей;

Большая конюга 2 шт. * 1000 рублей = 2,0 тыс. рублей.

Как показала проверка, фактически в своих промысловых журналах капитаны российских судов либо не показывают, либо занижают количество погибших в дрифтерных сетях морских птиц и млекопитающих. Вышеуказанный ущерб произошел за 6 промысловых дней.

Недополученный доход от нанесения экологического ущерба, деятельности российских промысловых дрифтерных судов из расчета 953,0 тыс. рублей за 6 промысловых дней, за весь период путины (100 судосуток), отечественным дрифтерным флотом, состоящим из 15 промысловых судов, составляет 238,3 млн. рублей.

Следует отметить, что при выделении квот (вылова) тихоокеанских лососей японская сторона обязуется соблюдать для данного вида промысла Правила, касающиеся добычи (вылова0 анадромных видов рыб, образующихся в реках Российсской Федерации. Данными Правилами предусмотрены требования по возмещению экологического ущерба от гибели морских млекопитающих и птиц, попавших в дрифтерные сети при добычи (вылове) лососей, в соответствии с действующим законодательством Российской федерации, Количество погибших морских млекопитающих и птиц, указываются в промысловом журнале.

В 2010 году по данным Северо-Восточного пограничного управления береговой охраны ФСБ России японские промысловые компании, по результатам лососевой путины 2010 года, осуществили возмещение ущерба в бюджет Российской Федерации в размере 9,8 млн. рублей (копия письма Северо-Восточного ПУ БО ФСБ России от 4 июля 2011 г. № 21/705/2/2/4046 прилагается). При расчетах была применена цена 1,0 тыс. рублей за одну птицу, поскольку видовой состав в промысловых журналах прилова птиц, не был учтен.

Следует отметить, что нормативы стоимости объектов животного мира устанавливают различную цену для каждого класса объектов животного мира, в частности, для различных классов морских птиц стоимость варьирует от 1,0 тыс. рублей до 3,0 тыс. рублей. Для объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, стоимость приловленых птиц изменяется от 10,0 тыс. рублей до 75,0 тыс. рублей.

В результате проверки рабочей группой было установлено, что в составе прилова морских птиц присутствует существенная доля «дорогостоящих» объектов. Исследования РАН свидетельствуют о прилове дрифтерными сетями белоспинного альбатроса, стоимость которого составляет 75,0 тыс. рублей.

Так же, следует отметить, что утвержденная приказом Федерального агентства по рыболовству от 18 ноября 2010 г. № 942 форма промыслового журнала при осуществлении добычи (вылова) тихоокеанских лососей пассивными орудиями добычи (вылова) водных биоресурсов с использованием судов предусматривает регистрацию о прилове морских птиц без разбивки по классам или видам.

Утвержденные письмом Федерального агентства по рыболовству от 07 апреля 2011 года № 1846-ВБ/У02 организационно-методические рекомендации по заполнению промыслового журнала и производству записей в нем не дают разъяснений по учету видового состава прилова морских птиц и млекопитающих.

В результате вышеизложенных обстоятельств и практического отсутствия контроля промысловой деятельности, недопоступление в бюджет Российской Федерации составляет по данным начтоящего экспертно-аналитического мероприятия сотни миллионов рублей только от недоучета количества и видового состава прилова морских птиц и млекопитающих.

Главным администратором доходов федерального бюджета в части денежных взысканий (штрафов) за нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, в соответствии с Приложением 6 к Федеральному закону от 13 декабря 2010 г. № 357-ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» является Федеральная служба по надзору в сфере природопользования.

Как показали исследования, проведенные специалистами Дальневосточного отделения РАН (далее — ДВО РАН) в дрифтерных сетях гибнут в основном буревестники (в среднем 50 тыс. особей в год), а также кайры, качурки, глупыши, большая канюга и топорок. Из морских млекопитающих в дрифтерные сети чаще всего попадается белокрылая морская свинья и северный морской котик. Общая сумма ущерба, причиненного популяциям морских птиц и млекопитающих вследствие гибели их в дрифтерных сетях, оцениваются специалистами ДВО РАН в 265,0 млн. рублей в год.

Ранее Министерство природных ресурсов Российской Федерации неоднократно рассматривало вопрос о дрифтерном промысле лососей в Тихом океане и давало негативную оценку дрифтерному промыслу, вследствие которого в прилове гибнет большое количество морских птиц и млекопитающих, так как дрифтерные сети являются неизбирательными орудиями лова, и считает такое положение недопустимым и выступает за полное прекращение дрифтерного промысла лососей в ИЭЗ РФ в северо-западной части Тихого океана. (копия письма от 14.10.2011, № 14-15-28/15295)

Не смотря на вышеизложенное законодательство, в сфере охраны окружающей среды, предусматривающее возмещение экологического вреда причиненного физическими и юридическими лицами в результате их хозяйственной и иной деятельности, законодательством в сфере рыболовства и сохранения водных биоресурсов регулирование промысловой деятельности в отношении прилова морских птиц не предусмотрено.

Согласно информации, предоставленной Северо-Восточного пограничного управления береговой охраны ФСБ России, в 2011 году было проведено 75 проверок дрифтерных судов (японских и российских) в районах промысла. При этом выявлено 4 нарушения природоохранного законодательства Российской Федерации, сумма наложенных штрафов составила 80,0 тыс. рублей. Из общего числа шесть проверок были осуществлены в рамках настоящего экспертно-аналитического мероприятия. В ходе которого выявлено 2 нарушения природоохранного законодательства, допущенных капитанами российских судов, сумма штрафных санкций составила 64,8 тыс. рублей. Таким образом, большая часть результатов контроля дрифтерного промысла в 2011 году была достигнута при участии рабочей группы Счетной палаты Российской Федерации и Контрольно-счетной палаты Камчатского края.

В 2009-2010 гг. силами Северо-Восточного ПУ БО ФПС России, было проведено 398 проверок на судах проводивших дрифтерный промысел, установлено одно нарушение природоохранного законодательства Россиского Федерации, наложен штраф 10,0 тыс. рублей. Нарушений природоохранного законодательства, являющихся основаниями для приостановки действий разрешений на добычу (вылов) ВБР или аннулирования таких разрешений, а также для расторжения договоров о закреплении долей в общем объеме квот добычи (вылова) ВБР, не выявлено.

Установленное в результате проверки процентное соотношение видов лососей в улове составило: нерка 66,7%, кета 19,6%, чавыча 0,025%, горбуша 13,4%. Тогда как по данным промысловых журналов соотношение этих видов за период предшествующий проверке существенно отличается: нерка 76,61%, кета 20,83%, чавыча 0,3%, горбуша 1,8%.

Как показал анализ, расхождений по уловам горбуши составляет:

— СРТМ «Кадет — 601», по промысловому журналу — 2,3%, по Акту проверки — 9,6%;

— РШ «Лотос — 04», по промысловому журналу — 1,27%, по Акту проверки — 18,6%;

— СРТМ «Демократ Леонов», по промысловому журналу — 1,95%, по Акту проверки 22,8%;

— СРТМ «Братцево», по промысловому журналу — 1,91%, по Акту проверки −24,6%.

Таким образом, результаты проверки свидетельствуют, что потери от уничтожения улова горбуши, только в Петропавловск-Командорской и Карагинской подзонах в 4-14 раз превышают отчетные данные пользователей ВБР.

Кроме этого, в четырех из шести случаев, установлено существенное различие в объеме и составе уловов между данными, зафиксированными Актами проверки, и ССД поданными капитанами проверенных судов за эти же сутки. У четырех из шести проверенных судов, тех, на которых была проверена лишь часть порядков поставленных в день проверки, количество горбуши в улове по данным ССД оказалась ровно таким, как было зафиксировано инспекторами в Актах проверки, уловы нерки и кеты были существенно выше.

Совпадения данных по улову горбуши между данными ССД и Актами проверок, подтверждают вышеизложенный вывод, а также вывод в ранее проведенном контрольном мероприятии о незарегистрированных сбросах уловов этого вида, без отображения их в промысловых журналах (Отчет о результатах совместного контрольного мероприятия «Проверка использования федеральной собственности и средств федерального бюджета, выделенных в 2008–2009 годах на выполнение законодательства о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов в части формирования, предоставления рыбопромысловых участков для промышленного рыболовства и распределения квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов, а также осуществления рыболовства в научно-исследовательских и контрольных целях в Дальневосточном федеральном округе» (Отчет утвержден Коллегией Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 30.апреля 2010 г. № 22К (724), п.5).).

Таким образом, основной вывод, вытекающий из результатов проведенного мероприятия заключается в следующем:

— контроль дрифтерного промысла не эффективен, не позволяет объективно оценивать экономику этого вида промысла. Имеющиеся факты, установленные в период проверки, а также результаты предыдущих контрольных мероприятий подтверждают выводы о неконтролируемом негативном воздействии этого вида промысла на запасы тихоокеанских лососей и морские экосистемы в районах промысла.

Доля нерки в разрешениях, на вылов, выдаваемых территориальными органами Федерального агентства по рыболовству очень высокая (более 60% для районов промысла расположенных в Беринговом и Охотском морях и северной части Тихого океана), а доля горбуши низкая (1%).

Соотношение видов тихоокеанских лососей в уловах береговых предприятий Камчатского края прямо противоположное статистике вылова тихоокеанских лососей российскими судами осуществляющими дрифтерный промысел в ИЭЗ РФ. Так доля горбуши в уловах береговых предприятий Камчатского края составила в 2011 году в среднем 75,6%, нерки — 13,0%.

Такое положение формально создает основу для нарушения правил рыболовства, поскольку лимитирует объем вылова по наименьшему объему. В случае вылова наименьшего разрешенного объема для отдельного вида, промысел всех других должен быть остановлен. В такой ситуации понятна реакция рыбаков, избавляться от большей части наименее ценного вида — горбуши, с целью гарантировать вылов большего по объему более дорогостоящего — нерки.

Этому способствует и система наделения пользователей квотами. Уже на первом этапе формирования материалов, ОДУ для вылова тихоокеанских лососей в ИЭЗ РФ устанавливается лишь в виде общего объема 22,5 тыс. т без разбивки по видам и районам промысла(Приказ Федерального агентства по рыболовству от 5 октября 2011 г. № 983 «Об утверждении общего допустимого улова водных биологических ресурсов на 2012 год».), что лишает процесс наделения квотами необходимой прозрачности.

Следует отметить, что при утверждении общего допустимого объема водных биологических ресурсов на 2012 год, в приказе Федерального агентства по рыболовству отсутствует ссылка на соответствующий приказ Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в отношении тихоокеанских лососей.

Согласно техническим условиям на выпуск мороженной продукции из лососевых дрифтерного на 2011 г. (прилагается) иностранных покупателей не допускается повреждение кожного покрова, следов объячеивания, ушибы, кровоподтеки, рыба должна быть 1 сорта, при выемки рыбы из сетей должны быть предприняты все возможные меры по бережному отношению к лососевым рыбам, а именно бережное выпутывание рыбы из сетей, ни в коем случае не производить выемку рыбы рывком или ударом, палуба в зоне выемки рыбы из сетей должна быть застелена мягким покрытием для смягчения удара при падении рыбы на палубу.

Фактически в присутствии экспертной группы при выборе дрифтерного порядка не один из пунктов не соблюдается (Зафиксировано на фото и видео носители.) вследствие чего в среднем около 50% рыбы не подходят под технический регламент, рыба теряет свое качество, как следствие потребительскую привлекательность.

Согласно представленным документам СРТМ «Кадет-601» процент 1 сорта составляет 98% и 2 сорт 2%. Документы, предоставленные на СРТМ «Братцево», дают другую оценку соотношения продукции из нерки по сортам, 1 сорт 52% и 48% 2 сорт, на СТРМ «Демократ Леонов» процентное отношение составляет 1 сорт 73,55%, 2 сорт 26,45%. Таким образом, расхождение между проверенными судами по сортности составляет от 50% до 71,5%.

Потенциальные потери по нерке за счет выброса рыбы 2 сорта в соотношении с фактическими показателями, на СРТМ «Братцево» 52% (1 сорт) к 48% (2 сорт) и 98% (1 сорт) к 2% (2 сорт), на СРТМ «Кадет — 601», могут составить 46% или 113,4 т от общего объема, выделенных квот по нерке в Петропавлоск-Командорской подзоне для СРТМ «Кадет — 601».

В настоящее время дрифтерный промысел разрешен с 1 мая по 30 сентября, береговые же предприятия Камчатского Края начинают промысел лососей с 25 мая и заканчивают промысел к середине сентября. Российский дрифтерный промысел по срокам опережает и сроки начала промысла береговых предприятий и превышает его продолжительность.

Предприятия, осуществляющие дрифтерный промысел в ИЭЗ РФ, имеют преимущество в сроках начала и окончания промысловой деятельности, что в конечном итоге ощутимо влияет на результаты лососевой путины береговых предприятий и соответственно на их доходную часть. Например, в 2010 году судами дрифтерного лова до начала прибрежной путины было изъято 2,2 тыс. тонн лососей из них нерки — 1,3 тыс. тонн, в 2011 году до начала путины на берегу дрифтерным промыслом было изъято 3,7 тыс. тонн лососей, в том числе 1,6 тыс. тонн нерки.

Исследования НПО ТИНРО-центр показывают, что в южной части Петропавловско-Командорской подзоны и в Северо-Курильской зоне, уже в середине августа доля неполовозрелых особей достигает 50%, а в конце августа практически почти все встречающиеся там основные промысловые виды лососей (нерка, кета) состоят из неполовозрелых мелких особей массой 1,5 — 2 кг, идущей на нагул в океан.

В настоящее время Росрыболовство совместно с подведомственными научно-исследовательскими институтами разрабатывает комплекс мер, направленный на предотвращение возможного негативного влияния дрифтерного промысла на животный мир, в том числе морских водоплавающих птиц и морских млекопитающих. Кроме того, для снижения прилова нецелевых объектов промысла, прилова неполовозрелых лососей, уменьшения негативного воздействия на популяционную структуру локальных лососей за счет вылова рыб, идущих в начале и конце миграционного хода, планируется запретить специализированную добычу (вылов) тихоокеанских лососей с применением плавных (дрифтерных) сетей в ИЭЗ России. Предлагается сократить сроки добычи лососей в отдельных промысловых зонах и подзонах на 10-15 дней в сентябре. (копия письма от 21.10.2011 г. № 5961-ВС/904)

В связи с вышеизложенной оценкой периодов доминирования неполовозрелых лососей в промысловых районах и началом сроков лососевой путины прибрежных предприятий, считаем обоснованным изменение сроков запрета дрифтерного промысла в период с 15 августа по 31 мая.

ВЫВОДЫ:

В данные о вылове тихоокеанских лососей дрифтерными сетями в ИЭЗ РФ в целях промышленного рыболовства (код режима промысла «1») за 2009-2011 гг. был включен объем вылова тихоокеанских лососей плавными (дрифтерными) сетями на рыбопромысловых участках в целях прибрежного рыболовства (код «12») всего 2784,9 т., Соответственно, искажение данные попали в базу данных отраслевой системы мониторинга, что в целом, приводит к искажению, как оперативной отчетности предприятий, так и промысловой отчетности судов.

Кроме того, в 2011 году данные отчетности предприятий и ССД не соответствуют между собой как в объемных показателях, так и в кодировке режимов промысла. Разница в объеме 990,3 т. между оперативной отчетностью предприятий и ССД судов возникла вследствие промысловой деятельности катеров, которые, в соответствии с Федеральным законом от 20 декабря 2004 г. № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», не оснащены техническими средствами контроля (ТСК), так как они относятся к самоходным судам с главным двигателем мощностью менее пятидесяти пяти киловатт и валовой вместимостью менее восьмидесяти тонн. При этом указанные маломерные суда не подавали суточные судовые донесения (ССД), хотя согласно ст. 7.8 Правил рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна, капитан или лицо, ответственное за добычу (вылов) водных биоресурсов ежедневно подает ССД о рыболовной деятельности.

Предприятия, осуществляющие дрифтерный промысел в ИЭЗ РФ, имеют преимущество в сроках начала и окончания промысловой деятельности, что в конечном итоге ощутимо влияет на результаты лососевой путины береговых предприятий и соответственно на их доходную часть. В 2010 году судами дрифтерного лова до начала прибрежной путины было изъято 2,2 тыс. т лососей из них нерки — 1,3 тыс. т, в 2011 году до начала путины на берегу дрифтерным промыслом было изъято 3,7 тыс. т лососей, в том числе 1,6 тыс. т нерки.

В результате проверок 6 российских судов из 15, осуществляющих российский дрифтерный промысел, в улове по видовому составу оказались 371 шт. морских птиц. Сумма ущерба в результате использования дрифтерных сетей причиненного популяциям морских птиц вследствие гибели в дрифтерных сетях, составила 953,0 тыс. рублей.

Фактически в своих промысловых журналах капитаны российских судов либо не показывают, либо занижают количество погибших в дрифтерных сетях морских птиц и млекопитающих.

В результате отсутствия контроля промысловой деятельности, недопоступление в бюджет Российской Федерации составляет сотни миллионов рублей только от недоучета количества и видового состава прилова морских птиц и млекопитающих.

Потери от уничтожения улова горбуши в 4-14 раз превышают отчетные данные пользователей ВБР.

Соотношение видов тихоокеанских лососей в уловах береговых предприятий Камчатского края прямо противоположное статистике вылова тихоокеанских лососей российскими судами осуществляющими дрифтерный промысел в ИЭЗ РФ. Так доля горбуши в уловах береговых предприятий Камчатского края составила в 2011 году в среднем 75,6%, нерки — 13,0%.

Предприятия, получившие квоты вылова тихоокеанских лососей в ИЭЗ РФ, имеются привилегии, как в части распределения квот по видовому составу, где доля нерки достигает 60,0% и более, так и в части начала и завершения промысловой деятельности по сравнению с предприятиями прибрежного промысла. Данные предприятия не возмещают неизбежно возникающий экологический ущерб.

Общий допустимый улов тихоокеанских лососей в ИЭЗ РФ в 2012 г. установлен в виде общего объема 22,5 тыс. т без разбивки по видам и районам промысла. Приказ Федерального агентства по рыболовству № 983 не содержит ссылки на соответствующий приказ Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в отношении тихоокеанских лососей, что лишает процесс наделения квотами необходимой прозрачности.

Основной вывод, вытекающий из результатов проведенного мероприятия заключается в следующем:

— контроль дрифтерного промысла не эффективен, не позволяет объективно оценивать экономику этого вида промысла. Имеющиеся факты, установленные в период проверки, а также результаты предыдущих контрольных мероприятий подтверждают выводы о неконтролируемом негативном воздействии этого вида промысла на запасы тихоокеанских лососей и морские экосистемы в районах промысла.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ:

Рекомендовать Федеральному агентству по рыболовству до начала очередного сезона дрифтерного промысла тихоокеанских лососей российскими и японскими судами:

Предусмотреть в законодательстве в сфере рыболовства и сохранения водных биоресурсов условия возмещения экологического ущерба пользователями водных биоресурсов в случае гибели морских птиц и млекопитающих.

Обязать судовладельцев вести регистрацию в промысловых журналах прилова морских птиц и млекопитающих с учетом их видового состава, в соответствии с нормами, установленными действующим природоохранным законодательством Российской Федерации;

Обеспечить объективный мониторинг и усилить контроль промысловой деятельности на судах дрифтерного промысла, с целью исключения несанкционированных сбросов улова горбуши и других видов лососей, а так же нарушений природоохранного законодательства.

При определении ОДУ тихоокеанских лососей в ИЭЗ РФ, с первого этапа этого процесса обосновывать ОДУ по видам для отдельных районов промысла.

Запретить дрифтерный промысел в период с 15 августа по 31 мая;

Привести в соответствие использование кодов режима промысла тихоокеанских лососей с применением рыбопромысловых судов на рыбопромысловых участках территориальными управлениями Росрыболовства;

Внести в Правила рыболовства соответствующие пояснения и уточнения в положение о том, какие типы судов обязаны подавать ССД вне зависимости, оснащены они ТСК или нет.

"fishkamchatka.ru" 15.03.13 г.


главная журнал"СР" газета"РОГ" статьи форум карпомания фото спорт журнал"БР" охота


k®k 2002-2014 Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100