Калининградский рыболовный клуб


КМНС: кому положена "лимитка"?


Среди представителей коренных малочисленных народов Севера региона последние несколько лет не утихают споры о так называемых в народе «лимитках». Точнее, кому они положены и можно ли передоверять этот документ родственникам, соседям, друзьям для вылова гарантированного количества лосося. На обращения представителей КМНС в прокуратуру и суды, Охотское теруправление Росрыболовства и ФГБУ «Охотскрыбвод», другие контролирующие и надзорные органы даны многочисленные ответы, комментарии и разъяснения.

На сельских сходах в райцентре Ола и селах Охотского побережья все эти годы специалисты отвечают на одни и те же вопросы одних и тех же людей. Но единого ответа, основанного на нормативно-правовой базе, люди, видимо, так и не получили. Как следствие, очередное письмо в редакцию «Магаданской правды» и, наконец-то, исчерпывающий комментарий специалистов юридической службы Охотского ТУ.

«Здравствуйте, уважаемая редакция газеты „Магаданская правда“ в пятницу». Пишет вам Добрынина Галина Сергеевна из поселка Армань. Мне хочется, чтобы кто-то прояснил ситуацию с доверенностями на вылов рыбы. Почему владелец «лимитки» из коренных национальностей Севера, если он или она не могут сами выловить рыбу, не могут оформить доверенность на имя своего русского соседа или знакомого? Надо обязательно только на того же местного. Иначе большие штрафы. И тому, кто «лимитку» получил, и тому, кто ловит. Почему это так? Почему владелец разрешения не может по своему усмотрению дать ее на вылов рыбы своему, допустим, соседу? Почему в обязательном порядке должен передать ее только бригаде из этих коренных народностей Севера, которой владелец не доверяет? Ведь дают доверенности на машины, дома, участки земли. А вот чтобы владелец «лимитки» мог осуществить свое право на вылов рыбы с помощью этого разрешения и с помощью русского соседа или знакомого, то начинаются всякие препоны.

В прошлом году из-за этого многие остались без рыбы. В этом году тоже самое: оформите доверенность на русского знакомого — вам обоим большой штраф и «лимитку» отберут. Угрозы больших штрафов и со стороны работников рыбоохраны, и со стороны главы местной ассоциации коренных народностей Севера Шахурдина И. А. Чтобы только ему давали «лимитки» на вылов, его бригаде. На каком уровне это решение принято? Запретить давать разрешение на оформление доверенности, чтобы владельцу «лимитки» ловил рыбу его русский знакомый. Сейчас многие живут в смешанном браке: или жена или муж из коренных народностей Севера. Хорошо, если муж. А если жена, а муж русский, то будут проблемы с выловом рыбы.

А люди, прожившие всю свою жизнь в поселке, кто они? Они здесь родились, выросли, прожили более 50 лет, здесь их дети и внуки. А права на вылов рыбы не имеют: они ведь русские. И «лимитки» им не положено давать бесплатно. Живем на берегу реки, но не имеем право себе немного рыбки поймать на еду. В магазине цена рыбы как на мясо. И не всем по карману. Из года в год обещали решить вопрос о том, что если человек русский, прожил в Армани более 30 лет, то он тоже местный, и выдавать «лимитки» на его долю. Но, увы, поговорили и забыли. А если будут только запреты, то работники рыбоохраны зря думают, что не будет браконьерства. Его станет еще больше, когда человек лишен возможности спокойно по «лимитке» со своим русским знакомым поймать себе немного рыбы...".

Вот как прокомментировал письмо руководитель Охотского территориального управления Росрыболовства Андрей Здетоветский:

«В письме затрагиваются вопросы, касающиеся рыболовства в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ (далее — КМНС, традиционное рыболовство).

Рыболовство, включая добычу водных беспозвоночных и морских млекопитающих, является одним из видов пользования животным миром. Отношения в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов регулируются Федеральным законом от 20 декабря 2004 года N 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (закон о рыболовстве). Помимо него, отношения в области рыболовства также регулируются другими федеральными законами, законами субъектов РФ, в том числе законами Магаданской области, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, приказами Минсельхоза России, иными нормативными правовыми актами.

Законом о рыболовстве установлено, что традиционное рыболовство может осуществляться только лицами, относящимися к КМНС, и их общинами. Законом о рыболовстве не установлено право осуществления традиционного рыболовства для лиц, не относящихся к КМНС. В соответствии с законом о рыболовстве, традиционное рыболовство осуществляется на основании решения о предоставлении водных биоресурсов в пользование, которое Г. С. Добрынина по старинке называет «лимиткой».

В Магаданской области решения о предоставлении водных биоресурсов в пользование для осуществления традиционного рыболовства принимаются Охотским территориальным управлением Росрыболовства — в отношении водных биоресурсов внутренних морских вод РФ, территориального моря РФ, континентального шельфа РФ и исключительной экономической зоны РФ, а также в отношении анадромных (горбуша, кета, кижуч, нерка и др.), катадромных и трансграничных видов рыб (т.е. практически в отношении всех видов водных биоресурсов Магаданской области). И органами исполнительной власти Магаданской области — в отношении водных биоресурсов внутренних вод РФ, за исключением внутренних морских вод РФ.

Постановлением Правительства РФ установлено, что для принятия решения заявители обращаются с заявками, форма и порядок заполнения которых, срок и порядок их рассмотрения утверждены Приказом Минсельхоза России от 28.12.2012 N 660 «Об утверждении формы и порядка заполнения заявок ...». Указанный приказ действует с 30 апреля 2013 года. До этой даты эти вопросы регулировались Приказом Росрыболовства от 04.03.2009 N 166 «Об утверждении формы и порядка заполнения заявок...».

Заявки принимаются до 1 сентября года, предшествующего году осуществления рыболовства. Заявка, поступившая после окончания указанного срока, не рассматривается и в тот же день возвращается заявителю.

Постановлением администрации Магаданской области на 2013 год установлены лимиты на добычу (вылов) водных биологических ресурсов для удовлетворения личных нужд представителей КМНС из расчета 100 кг лососевых видов рыб на 1 человека. Для сравнения: в других субъектах Дальневосточного федерального округа установлены аналогичные размеры указанных лимитов, с небольшим отклонением в ту или иную сторону. Например, лимит в 100 кг лососевых видов рыб установлен в Сахалинской области, где подходы рыбы значительно больше, чем в Магаданской области. В Хабаровском крае такой лимит установлен в размере 50 кг.

В конце 2012 года Пленум Верховного Суда РФ внес изменения в ранее принятое им же постановление, в котором разъясняются вопросы применения судами статей Кодекса РФ об административных правонарушениях, связанных с нарушением правил добычи (вылова) водных биоресурсов. Указанными изменениями Пленум Верховного Суда РФ уточняет, что при рассмотрении судами дел об административных правонарушениях за нарушение правил рыболовства судам необходимо учитывать, что заявление лицом, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, о своей принадлежности к КМНС, не означает, что лицо имеет право на осуществление традиционного рыболовства. Пленум Верховного Суда отметил, что в соответствии с законом право на осуществление традиционного рыболовства предоставлено лицам, относящимся к КМНС, постоянно проживающим в местах их традиционного проживания, и лицам, не относящимся к КМНС, при условии, что они постоянно проживают в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности КМНС, ведут такой же, как и эти народы, традиционный образ жизни, а также осуществляют традиционное природопользование, в порядке, установленном законами субъектов РФ.

Перечень лиц в нашей области, на которых, помимо лиц, относящихся к КМНС, распространяются гарантии, установленные ФЗ от 30 апреля 1999 года N 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», установлен законом Магаданской области от 25.12.2007 N 963-ОЗ «О гарантиях лицам, не относящимся к коренным малочисленным народам, но постоянно проживающим в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов на территории Магаданской области». Данным законом установлено, что дополнительно к лицам, относящимся к КМНС, традиционное рыболовство имеют право осуществлять лица, являющиеся якутами, родившимися и постоянно проживающими на территории Магаданской области в местах традиционного проживания КМНС и занимающиеся традиционными промыслами КМНС. То есть, в соответствии с законом, лица, не относящиеся к КМНС или не являющиеся якутами, родившимися и постоянно проживающими на территории Магаданской области в местах традиционного проживания КМНС, правом осуществления традиционного рыболовства не наделены.

В письме верно отмечено, что за добычу (вылов) рыбы по решению о предоставлении водных биоресурсов в пользование для осуществления традиционного рыболовства лицами, не относящимися к КМНС, предусмотрена административная ответственность как для лица, осуществляющего добычу (вылов) водных биоресурсов (для граждан — штраф в размере от 2-х до 5 тыс. рублей), так и для лица, незаконно уступившего право на добычу (вылов) водных биоресурсов (для граждан — штраф в размере от 500 руб. до одной тысячи). Административная ответственность, виды наказаний, размеры административных штрафов установлены Кодексом РФ об административных правонарушениях«.

Как видно из комментария, вся деятельность урегулирована в соответствии с действующим федеральным и региональным законодательством. Никакой самодеятельности в принятии решений о предоставлении ВБР в пользование КМНС нет, и не может быть. Выстраивая сегодня правовое государство, общество должно быть готовым жить в рамках его законов, а не личных интересов, подкрепленных эмоциями. Или же вносить предложения и совершенствовать законы, что по силам таким авторитетным общественным организациям, как Ассоциации КМНС всех уровней.

А ее руководителям, присутствующим на «рыбных» совещаниях различного уровня и хорошо владеющим описанной выше законодательной базой, следовало бы оперативно доводить информацию до всех представителей КМНС. И начать с Галины Сергеевны Добрыниной из поселка Армань. Она-то уже постарается рассказать об этом всем землякам.

Александр Мурлин

"Магаданская правда" 29.07.13 г.


главная журнал"СР" газета"РОГ" статьи форум карпомания фото спорт журнал"БР" охота


k®k 2002-2014 Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100