Калининградский охотничий клуб


Без ветра нет работы


В 1985 г. умер известный натасчик охотничьих легавых собак, эксперт-кинолог республиканской категории Виктор Константинович Сомов, замечательный дрессировщик и постановщик собак при съемках популярного фильма "Белый Бим - черное ухо", получившего Государственную премию СССР и множество других призов на международных кинофестивалях.

В.К.Сомов на охотеС Виктором Константиновичем Сомовым мы были знакомы не один десяток лет. Работали в бюро секции любителей немецкого дратхаара, натаскивали собак, охотились. Но интереснее всего было проводить с ним полевые испытания легавых собак в Раменском или Белоомутском охотхозяйствах Московской области. Вспоминается много интересных случаев, но наиболее характерный для его кинологической мудрости хочется поведать читателю в рассказе, не претендующем на абсолютную документальность, так как многие мелкие детали ушли из памяти. В нем главное - его принципы, знание психологии поведения легавой собаки и отношение к своим обязанностям эксперта-кинолога.

Росы на траве почти не было. Становилось жарко. Из-за ранней весны уже к концу мая трава выросла высокой, местами выше колена, и работать собакам было трудно. С раннего утра дул легкий прохладный ветерок, и некоторые собаки при испытаниях показывали хорошие результаты. Птица встречалась часто, в основном дупель, перемещался он недалеко, и мы отсудили уже нескольких собак. Остался последний дратхаар по кличке Крос. Ветер почти стих и с трудом определялся по дыму сигареты, часто менял направление. Пущенный Крос энергично "утюжил" поле, в основном правильными параллелями, но вот резко притормозил и, без потяжки развернувшись, чуть ли не кругом, твердо стал, упершись носом почти в землю. Задняя нога чуть поднялась, обрубок хвоста застыл в напряжении. Хозяин неторопливо подошел к собаке и стал ее посылать вперед. После нескольких посылов Крос неуверенно стронулся, продвинулся, а затем, опустив голову в траву, начал энергично обыскивать место. Сделал несколько петель, затем полукруг и, подойдя к хозяину сзади, пристал, затем по команде опять подался, закрутил рядом и почти из-под ног выпугнул коростеля. Виктор Константинович, как главный судья, предложил взять Кроса на поводок. "Вы обратили внимание, что ветра почти не было, а собака все-таки нижним чутьем сработала коростеля?"

- Как вы думаете, почему Крос так неожиданно и твердо стал? - спросил он.

И после некоторой паузы сам же начал объяснять.

- Ветра почти не было, и поэтому полностью проявить свое чутье собака не могла. Наткнувшись на полном ходу на запах следа коростеля, который наверняка бежал от него, Крос стал на этот след. Запах шел из густой травы, поэтому стойка в землю.

- Почему подводка тугая? - снова задал он вопрос.

- Причины могут быть две. Одна заключается в том, что собака сделала стойку по следу и чувствует, что птицы там нет, а за пустые стойки хозяин наказывает. Вторая - возможно, строгой постановкой хозяин затужил подводку. Вероятнее всего первое. Однако коростеля тугой подводкой собаки вообще не могут поднять, а этот Крос все-таки его выставил. Такую следовую работу в безветрие не всякая может показывать. Здесь ум и мастерство надо иметь. Работа неэффектная, но верная, а это качество на охоте прежде всего нужно.

Затем, посмотрев на часы, он предложил сделать перерыв.

- В такое безветрие Крос себя не покажет. Без ветра нет работы для легавой. Не только он, любая собака проявит в этих условиях свой ум, а не нос,- сказал Виктор Константинович.

Вместе с хозяином Кроса уселись мы на кочках, а Виктор Константинович развернул плащ, постелил его на бугорок, прилег и стал рассказывать о случаях, бывших на охотах и во время судейства. На своем веку он повидал огромное количество собак. Мы слушали с удовольствием. Зашел разговор о дальности чутья и уме собаки. Что важнее на охоте?

- По-настоящему дальнее чутье ветречается редко,- начал он.- Проявляется оно не всегда и зависит от многих факторов. Прежде всего от состояния собаки - она должна быть абсолютно здорова и настроена на работу, готова показать дальнее чутье. Затем большое значение имеют условия - сила ветра, влажность, температура воздуха, высота травы, состояние почвы. Чаще дальнее чутье показывают собаки при умеренном, устойчивом ветре, ранним, теплым утром, при невысокой влажной траве, на ровном лугу. Однако собаки с дальним чутьем не всегда работают хорошо. На испытаниях и на охоте у них бывают срывы. Они чаще других теряют рабочую форму, делают пустые стойки и порой не проявляют чутья вообще. Видимо, их нос особенно чувствителен к простуде и другим нежелательным внешним воздействиям. Многих из них мы не знаем или не умеем учитывать. Ум собаки более надежен, нежели длинное чутье. Умная собака с хорошим натасчиком даже со средним чутьем показывает прекрасные работы и порой получает высокие дипломы. А на охоте умные собаки выигрывают перед длинночутыми.

Ветер несколько усилился со стороны поселка Каданок. Верхушки травы пришли в движение. Нужно было пользоваться этим, и мы послали Кроса в поиск. Пройдя около километра против ветра, после небольшой потяжки он застыл на месте. Хозяин подбежал и послал вперед. Энергичным прыжком Крос продвинулся метра на четыре и, не вспугнув птицы, заметался по сторонам, возбужденно крутя хвостом и проверяя носом воздух. Наконец, в стороне взлетел дупель. Хозяин взял собаку на поводок. Мы с Виктором Константиновичем начали обсуждать работу. Конечно, она была короткой, и чутье Крос показал небольшое, хотя и верное, подняв на крыло отбежавшего дупеля. Как в этой ситуации оценить работу?

Виктор Константинович посмотрел на термометр, который у него болтался на цепочке в виде брелка.

- Двадцать три градуса! При такой температуре собака еще может работать хорошо,- заключил он. Подумав немного и сняв безрукавку, продолжал:

- По манере поиска и хода нельзя сказать, что у Кроса короткое чутье. Голову он несет выше спины, движения достаточно энергичны. Это не вяжется с такой короткой работой. Хоть и бывает у некоторых собак "чутье не по ногам", но здесь, по-моему, не тот случай. В этих местах я давно сужу,- продолжал он,- и замечал: чем жарче воздух, тем хуже работают собаки. Начинают спарывать, пропускать птицу, делать короткие работы. Ранним утром и вечером, когда температуря воздуха до 20, работают хорошо, при более высокой - плохо. В чем дело - не ясно. Можно лишь предположить, что для хорошей работы не хватает влажности воздуха. Кроме того, почва здесь торфяная, из нее в жару поднимается гнилостный запах, да и удобрения разбросаны в избытке. Сурепка цветет обильно. Возможно, все это и сказывается на работе собаки. Крос не покажет себя,- заключил он.

Виктор Константинович подумал немного и предложил пройти на другое место, где был выпас коров, почва более влажная и не обрабатывалась удобрениями. Перебравшись через магистральный канал, пройдя по дороге до леса, мы вышли на большой луг с редким кустарником. Для работы собаки место было более тяжелым. Частые кочки и ямы от коровьих копыт, высокая трава чередовалась с низкой. Пущенный в поиск, Крос пошел несколько медленнее, но с прежней энергией и охотой. Вдруг он сбавил ход, вытянул чутье на ветер, легко ступая, медленно прошел несколько напряженных шагов, наконец, застыл в "мертвой" стойке. Кончик его короткого хвоста чуть дрожал от напряжения, передняя лапа, готовая для прыжка вперед, была поджата, шея и голова вытянуты. Вся его поза в стойке показывала кульминацию его чувств и состояние полной отрешенности. Подошедший хозяин послал его вперед. Несколько энергичных прыжков, и примерно в 18 шагах вылетел дупель.

- Прекрасная работа, совершенно не похожая на две прежние! - сказал Виктор Константинович.

С ним нельзя было не согласиться. Дупель опустился недалеко, и, наведенный на перемещенного, Крос также прекрасно его сработал, доставив всем большое удовольствие. Прав оказался Виктор Константинович, заметив опытным глазом в плохих работах Кроса отличные охотничьи качества, которые могли проявиться полностью только в хороших полевых условиях.

По дороге на базу зашел разговор о съемках кинофильма "Белый Бим - черное ухо", для которого Виктор Константинович дрессировал и натаскивал двух английских сеттеров Степку (Стив) и Денди. Особенно способным оказался Степка, который участвовал в наиболее ответственных сценах. Нас, да и всех, кто видел фильм, поразила сцена в квартире во время сердечного приступа. Как могла собака сыграть такую непосредственную ласку, преданную заботу, сочувствие своему больному хозяину и тревогу за его здоровье?

- Сложная сцена и одна из самых главных в фильме,- согласился Виктор Константинович.- Дело в том, что собаки не могут играть или что-то изображать. Они всегда правдивы в своих чувствах и поступках. Поэтому было необходимо, чтобы Бим истинно любил своего хозяина артиста В. Тихонова. Привязать, влюбить в себя охотничью собаку в короткий срок можно только охотой. Для этого В. Тихонову пришлось значительное время провести с Бимом на охоте, ходить по лесам и болотам, стрелять из-под него дичь, делить вместе охотничьи радости. Затем на короткое время их разлучили и Бима на охоту не брали. Теперь момент встречи Бима с В. Тихоновым должен был выплеснуть все его собачьи чувства. Съемка была ответственной, так как дубля получить невозможно. Сцену репетировали без Бима, и когда все было готово, впустили собаку. Как все получилось, вы видели на экране.

- В этом фильме,- продолжал Виктор Константинович,- многие сцены делали без репетиций, так как для них собаку приходилось долго специально готовить и дрессировать только на один раз. Интересная была работа. Приходилось постоянно проявлять изобретательность и находчивость, основанные на знании психологии собак, с которыми в течение жизни мне приходилось встречаться. Было необходимо учитывать и особенности характера главного героя - Бима,- заключил Виктор Константинович после некоторого раздумья.

День был жаркий. Придя на базу, Виктор Константинович устало присел на пороге и долго сидел в тени, лаская свою собаку Жанку.

А. Лопатин, эксперт-кинолог

"Охота и охотничье хозяйство № 05 - 1986 г."


главная новости база охотнику оружие газета "РОГ" фото каталог собаководство рыбалка


k®k 2002-2012 Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100