Калининградский охотничий клуб


Отечественные оружейники


Мастер Вишневский

Среди собрания оружия Государственного Исторического музея имеется весьма примечательное ружье середины прошлого века с капсюльным замком. Ружье снабжено длинным стволом (910 мм) с гладким каналом диаметром 16,5 мм. Ствол имеет необычно толстые стенки, достигающие у дульного среза 2,5 мм. Крупный калибр, приближающийся к современному шестнадцатому, и гладкий канал предполагают использование дробового снаряда. Однако зачем дробовому стволу столь толстые стенки? Ответ подсказывают материал ствола и манера украшения. Ствол изготовлен из полосового Дамаска, и даже неопытный взгляд легко различает крупный рисунок витых полос. Этот дамаск по типу отличается от принятого в то время мелкого букетного или коленчатого. Вероятно, полосовой дамаск нужен был мастеру для усиления декоративного эффекта, тем более что сваренные полосы не зашлифованы заподлицо, а имеют высокий рельеф, специально подчеркнутый травлением. Такая манера оформления, толстые стенки, полосовой дамаск - все это копирует старинные стволы русской работы XVII в. Подобный способ отделки оружия возникает как раз в середине XIX в. Интересно, что не только ствол стилизован под старинный, но и отделка замка использует мотивы прошлого. Замок ружья капсюльный, небольшого размера, врезан в шейку. Замочная доска и курок украшены травленым орнаментом из завитков, среди которых готическим шрифтом сделана подпись мастера: F. Wischnevski. St. Petersburg. Готическое оформление подписи дает основание для датировки ружья между 1845-1850 гг., поскольку позднее вошел в моду древнерусский шрифт, как, например, на ружьях Артари-Коломбо середины 1850-х гг. Подобные, казалось бы, мелочи передают нам художественную манеру оформления оружия середины прошлого века с ее явной тягой к орнаментике прошлого. Такая стилизация выглядит эклектичной, но ей нельзя отказать в определенной красоте.

ружье работы ВишневскогоЛожа ружья выполнена из прекрасного ореха высшего сорта. Полировка темно-коричневого цвета великолепно контрастирует со светлыми стальными деталями. Остается добавить только то, что ружье при его большой длине (1325 мм) выглядит очень стройным и некрупным.

Кем же был этот мастер, создавший столь красивое и со вкусом выполненное ружье?

Впервые имя Флориана Вишневского появляется на Второй московской выставке отечественной промышленности в 1835 г., где он демонстрировал охотничьи ружья. Сам же он сообщает, что его мастерская открылась в 1828 г. Книга адресов Петербурга за 1837 г. дает его адрес: Екатерининский канал, 38. Более полувека петербургский оружейник продолжал свое дело. Оно у него шло хорошо, и в 1870 г. Вишневский располагал уже мастерской на Казанской улице, 6, и собственным "депо" (магазином) по продаже изделий на Невском проспекте, 42.

Имеются данные 1865-1874 гг., говорящие о размерах его производства. У него работало 25 человек, десять из которых "на стороне", то есть в домашних мастерских; годовое производство составляло в 1865 г. 30-40 тыс. рублей, а в 1870- 1874 гг.- 50 тыс. рублей. Поскольку ружья его работы стоили от 150 до 300 руб., а револьверы от 30 до 110 руб., то в год Вишневский мог изготовлять по 100- 200 шт. оружия. Такая цифра заставляет относиться с уважением к его мастерской: ведь производство было ручным.

Ф. Вишневский был деятельным участником всероссийских и международных выставок. Даже простой перечень выставленных изделий свидетельствует о его мастерстве. Петербургская выставка 1861 г.: шомпольный двуствольный штуцер, шомпольное двуствольное ружье; такое же ружье, заряжаемое без шомпола (казнозарядное); пятизарядный револьвер. Московская выставка 1865 г.: двуствольные штуцера и ружья, револьверы. Петербургская 1870 г.: шомпольные двуствольные штуцера, казнозарядные ружья, скорострельное военное ружье конструкции мастера и его же револьвер; гильзы и металлические патроны. На выставках в Лондоне 1862 г. и в Париже 1867 г.- револьверы собственной системы в ящиках с прибором. За свои изделия Вишневский получил малую золотую медаль в 1861 г. и большую золотую в 1865 г., причем специально отмечалась тщательность исполнения его оружия.

Талант оружейника проявился не только в хорошем качестве его продукции, но и в создании собственных моделей. Вишневский был среди тех русских оружейников, которые в 1830-е гг. осваивали новые для России капсюльные системы. Документальные сведения о его деятельности относятся к 1834-1836 гг. Тогда на вооружение Черноморского флота предполагалось ввести мушкеты и пистолеты с капсюльным замком, в создании которых принимал участие и Вишневский. К сожалению, военная бюрократия не позволила вооружить этими моделями флот, поскольку еще господствовало мнение о превосходстве кремневого оружия. Свои опыты с военными системами Вишневский продолжал и дальше, о чем свидетельствует его скорострельное ружье на выставке 1870 г. К сожалению, мы не знаем, в чем суть этой конструкции.

Производство Вишневского существовало до середины 1890-х гг., но после его смерти пришло в упадок и превратилось в торговый дом, который вскоре разорился. Огорчительно, что до наших дней практически не сохранилось изделий его работы. Производство Вишневского просуществовало 65 лет, и простой расчет показывает, что было выпущено не менее 5-6 тыс. единиц оружия, из которых, как нам известно, в музеях имеются три ружья и револьвер.

Таковы материальные потери истории русского оружейного дела.

1. Одноствольное капсюльное ружье мастера Ф. Вишневского. Петербург. 1845-1850 гг.

2. Центральная часть того же ружья. Курок спущен. Хорошо виден материал стволов - дамаск.

Ю. Шокарев

"Охота и охотничье хозяйство № 05 - 1987 г."


главная новости база охотнику оружие газета "РОГ" фото каталог собаководство рыбалка


k®k 2002-2012 Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100