Калининградский охотничий клуб


Гравировка ружей


Стремление ко всему красивому зародилось у человека в глубокой древности. Дошедшие до нас памятники древней культуры говорят сами за себя.

эскиз гравировкиОружие XVII -XVIII веков характерно общей тяжеловесностью и грубостью внешних форм, перегруженностью орнаментовки, изобилием золота и инкрустаций перламутром, слоновой костью и т. п. Первоначально преимущественно украшалось боевое оружие, а в последующие периоды - спортивное и охотничье; гравировка при этом была уже более сдержанной.

Выполненная со вкусом гравировка удовлетворяет эстетические запросы человека. Художественная отделка должна гармонировать с внешними формами ружья и его конструкцией. Для создания высокохудожественной гравировки мастер-исполнитель должен обладать тонким художественным вкусом, уметь хорошо рисовать и тонко разбираться в особенностях стиля, грамотно строить композицию, знать характерные особенности орнамента, сюжета и материал, на который наносится гравировка, возможности инструмента. Арсенал инструмента у гравера весьма разнообразен. Чертилки, штихели, резцы, чеканы различных профилей и назначения превращают в руках искусного мастера-гравера холодный металл в живой красочный рисунок, а причудливый орнамент в сочетании с сюжетами охоты создает его. динамику. Однако далеко не на всех ружьях гравировка может быть одинакового качества и художественной ценности. На оружии серийного и массового производства гравировка имеет простейший вид (рис.2). Ружья штучного и мелкосерийного производства украшаются более сложной и ценной гравировкой. В зависимости от назначения ружья тематика гравированных рисунков различна. Как правило, граверы работают по специально созданным художниками эскизам (рис. 1).

По трудоемкости технологического процесса граверные работы делятся на плоскостную гравировку, гравировку с выбранным фоном, чеканку и всечку цветными металлами.

Процесс плоскостной гравировки сводится к следующим основным операциям: на поверхность деталей твердым карандашом и чертилкой наносят рисунок; гравировкой и растушевкой с помощью резцов, приводимых в действие молотком, и штихелей создают впечатление очень тонкого рисунка пером.

Процесс гравировки с выбранным фоном отличается от предыдущего тем, что фон, окружающий изображение различных предметов, понижают с помощью зубилец и резцов, делают матовым или штриховым с помощью специального инструмента (рис. 3).

Наиболее сложный процесс гравировки - это чеканка. Так же, как и в предыдущих процессах, контуры рисунка после прорисовки прорезают резцом, а затем ведут расчеканку с помощью зубилец и чеканов различных профилей, углубляя или поднимая металл. Процесс выполнения чеканки очень трудоемок и сложен. Мастер-гравер должен обладать незаурядными способностями скульптора, создающего на поверхности металла объемные формы сложного рисунка (рис. 4).

Для создания красочного эффекта при художественной отделке частей и узлов ружья применяют цветные металлы - золото, серебро. Золотые каемки, фигуры животных и художественно выполненный орнамент оживляют рисунок и создают яркое зрительное впечатление (рис. 5). В отдельных случаях строятся композиции из сплетения золота и серебра.

Процесс всечки цветными металлами основан на принципе пластичности золота и серебра. В специально подготовленные канавки рисунка вчеканивают золотую или серебряную проволоку соответствующего диаметра.

Украшение спортивного и охотничьего оружия является сложным и трудоемким процессом, требующим постоянного совершенствования мастера-гравера. Для этой цели на соответствующих предприятиях создаются школы по подготовке высококвалифицированных кадров граверов. Каждое предприятие у нас в стране и за рубежом по содержанию рисунка и технике его исполнения заметно отличается своим своеобразным почерком художественной отделки оружия. Особенно это бросается в глаза при изготовлении штучных изделий.

Граверное оформление тульского оружия отличается разнообразием сюжетов и орнаментовки, отражающих в сценах охоты особенности природы родного края. Широко применяемая чеканка с золотым обрамлением подчеркивает детали рисунка и придает ему изящный вид (рис. 6).

Характерной чертой в работе ижевских мастеров является использование золота, серебра и их сплавов как основного элемента художественного рисунка. Широкое применение сплетений орнамента с завитушками придает изделию нарядный вид (рис. 7).

Работы зульских мастеров (ГДР) отличаются, некоторой грубоватостью; в украшениях преобладают завиток и пражский орнамент, а сюжеты охоты отражают особенности охоты на западе: охота на оленя, козу, кабана и т. п. (рис. 8).

Оружие английских мастеров украшается преимущественно мелкой характерной для него гравировкой, состоящей из букетов цветов и листьев (рис. 9); сюжеты охоты у них почти отсутствуют.

образец гравировки

Стремление к совершенствованию выразительных средств рисунка заставляет оружейников искать новые пути в художественной отделке спортивно-охотничьего оружия. Используя опыт старых выдающихся мастеров художественной отделки металла, они изыскивают возможности применения новой техники в обработке его поверхностей с помощью электрохимических процессов, электроэрозии, цветной гальваностегии и т. п.

Отечественное спортивное и охотничье оружие, создаваемое в трудовом творческом содружестве, конструктора, мастера-оружейника и художника-гравера, неоднократно получало на международных выставках высокую оценку и было удостоено соответствующих наград.

М. Глаголев

"Охота и охотничье хозяйство № 1 - 1967 г."


главная новости база охотнику оружие газета "РОГ" фото каталог собаководство рыбалка


k®k 2002-2012 Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100