Калининградский охотничий клуб


Из истории охотничьих ружей
часть 1   часть 2   часть 3   часть 4   часть 5   часть 6

Аркебуза. Пищаль.

Еще совсем недавно охота была крайне необходима человеку. Помимо пропитания, она давала людям шкуры, которые шли на одежду, обувь, предметы снаряжения. Кроме того, меха пушных зверей обладали большой ценностью и служили средством обмена. Когда появилось огнестрельное оружие, европейцы сразу решили приспособить его для охоты. Первые варианты ружей ни для войны, ни для охоты практически не годились. Это были тяжелые литые бронзовые или кованые железные стволы, уложенные в деревянные колоды длиной в 130-150 см. Весило такое "оружие" не менее 10- 12 кг.

Сверху ствола имелось отверстие, через которое поджигался заряд пороха. Стрелок держал ружье и направлял его в цель, а его помощник подносил к затравочному отверстию раскаленный железный прут или горящий фитиль. Так выглядела стрельба из ружей в конце XIV в.

Примерно к середине следующего столетия рядом с затравкой приделали полочку для небольшой порции пороха, а над ней рычаг с раздвоенным концом, в который вставляли тлеющий фитиль. Рычаг этот стал именоваться курком. Теперь уже один человек мог целиться и стрелять из ружья.

В начале XVI в. у испанской пехоты появилось новое огнестрельное оружие - мушкет: ружья с широким прикладом и длинным стволом (до 130-140 см). Они были снабжены усовершенствованным механизмом для воспламенения заряда, использовавшим все тот же фитиль. Такой механизм получил название "фитильного замка". Облегченные и укороченные варианты этих мушкетов и стали первым охотничьим оружием.

фото 1Оно очень тщательно изготавливалось и красиво украшалось. На замочных досках гравировались охотничьи сюжеты, приклады инкрустировались костью и перламутром. Однако богато отделанное ружье в эту эпоху скорей являлось красивой игрушкой и мало подходило для охоты. Слишком несовершенно было поджигание заряда, в дождливую погоду о стрельбе и речи быть не могло, С таким ружьем устраивали только загонную охоту, и чаще она становилась просто развлечением богатых феодалов. На картине испанского художника можно видеть помост с разодетыми сеньорами и дамами, перед которыми мечутся в загоне испуганные олени. С помоста и из-за изгороди стреляют по ним "охотники" из ружей и арбалетов.

Лишь с появлением "искровой" системы замка стало возможным настоящее применение огнестрельного оружия на охоте. Эта система известна в двух вариантах - в виде колесцового и кремневого замка. Смысл колесцового замка состоял в поджигании порохового заряда искрами, возникавшими при трении стального колесика о камень, чаще всего о пирит (серный колчедан).

фото 2Устроен замок был следующим образом. Затравочное отверстие и полка с порохом сохранялись. Над полкой размещался курок, в губках которого зажимался пирит или реже кремень. Он соприкасался со стальным колесом, которое имело нарезы. Перед стрельбой колесо заводилось специальным ключом и ставилось на боевой взвод. Для выстрела нужно было нажать на спуск. Колесо освобождалось, делало полный оборот, терлось о пирит, и от трения возникал сноп искр, поджигавших порох на полке. Через затравочное отверстие огонь проникал внутрь ствола и воспламенял основной заряд.

Теперь охотник меньше зависел от погоды, тем более что полка с затравочным порохом закрывалась крышкой. В момент выстрела она автоматически отодвигалась. Удобство ружья заключалось в том, что его можно было держать при себе заряженным. Для приведения в действие ружья стрелок нажимал на спусковой крючок.

Охотничьи ружья с колесцовым замком известны с первой четверти XVI в., они назывались тогда аркебузами. Их внешний вид и конструкция были разработаны оружейниками Германии и Австрии. (фото 1)

Внешний облик аркебузы определялся в первую очередь формой ложи, Цевье было длинным и шло до самого дульного среза ствола. Приклад почти прямой, без выемки в шейке ложи для большого пальца как у мушкета, с овальными гранями и слегка опущенный вниз. Если представить его в разрезе, то получится фигура, напоминающая пятиугольник, С левой стороны проходит широкая полка, или "щека", приклада. Затыльник ложи скошен вниз под углом и защищен двумя большими винтами.

фото 3Столь странная форма может вызвать недоумение, если не знать, что приклад не упирали в плечо. Охотник держал ружье на весу двумя руками и только прижимал его и щеке для прицеливания. Для удобного обхвата правой рукой на спусковой скобе имелось несколько ложбин. Такая манера стрельбы вызывалась боязнью отдачи. Оружие было пулевым, и заряды пороха применялись большие.

Ствол аркебузы делался сравнительно коротким (80-100 см) против ствола фитильного мушкета. Как правило, он был граненый, и канал его имел 6-8 нарезов. Изобретение нарезов приписывается немецким оружейникам конца XV в.

Сначала они были прямыми и не предназначались для улучшения боя оружия. Такие нарезы должны были облегчить чистку ствола, поскольку забирали в себя нагар от сгоревшего пороха.

Вскоре заметили, что искривление нарезов влияет на полет пули, и додумались до винтовых нарезов. Они заставляли пулю вращаться в полете и лететь точнее и дальше. Стрельба велась круглыми свинцовыми пулями диаметром 16-18 мм. Применение дробового снаряда началось только в XVII в.

Новое охотничье оружие, более практичное и дальнобойное, чем гладкоствольное фитильное, понравилось европейским князьям и сеньорам. Богатые дичью леса Европы стали ареной кровопролитной феодальной забавы. При этом кичливым охотникам нужно было оружие не только хорошего боя, но и с роскошной отделкой.

Богатству дворцов и замков, гобеленов и мебели, сервизов и одежды должна была соответствовать роскошь оружия. Над его отделкой и украшением трудились лучшие оружейники и художники. Высокое качество работы в сочетании с выдумкой граверов и художников превращают это оружие в подлинные шедевры оружейного искусства. На охотничьих аркебузах можно увидеть полные экспрессии картины охоты на кабанов, медведей, оленей и косуль. Не менее модным было изображение сцен и персонажей античной мифологии.

фото 4Оружейные гравюры и композиции создавались на стальных поверхностях колесцовых замков и на плоскостях аркебузных лож. Инкрустация цевья и приклада достигала такого совершенства, что под тонкими пластинами кости или перламутра не видно порой самого дерева. Оно часто выглядит как фон для орнамента. Рассматривая отделку оружия, вникая в детали изображений, можно почувствовать неповторимый колорит эпохи.

Охотничья аркебуза конца XVI в. из фондов Исторического музея не является исключением. Кожух, прикрывающий колесо замка, выполнен из позолоченной бронзы, покрыт геометрическим орнаментом и великолепно контрастирует с блестящей поверхностью стали. На поверхности курка выгравирован изящный растительный орнамент, а сам курок напоминает челюсти фантастического животного. На плоскости замочной доски с большим искусством выгравированы охотники с ружьями на плече (фото 2). Накладка курковой пружины также из позолоченной бронзы с литыми античными масками.

Невольное восхищение вызывает отделка ореховой ложи. Весь приклад и цевье украшены костяными вставками в виде животных, фигур охотников, растительных побегов и геометрического орнамента. С левой стороны ложи напротив замка с великолепным мастерством вырезаны фигурки охотников и собак возле медведя. Двое слуг бегут с рогатинами, а сеньор мчится во весь опор на коне с охотничьим мечом в руке (фото 3). Охота с подобным ружьем должна была бы доставлять владельцу истинное наслаждение.

фото 5В России XVII в. увлечение охотой более всего было распространено при Михаиле и Алексее Романовых. Новая царская династия была озабочена восстановлением былого престижа царской власти. Поэтому лучшие мастера московской Оружейной палаты денно и нощно трудились над созданием парадных охотничьих пищалей.

Однако в отличие от Европы русские мастера предпочитали изготовлять более простой кремневый замок. В России он был известен уже в последней четверти XVI в.

Суть механизма состояла в следующем. Порох на затравочной полке поджигался при помощи искр, возникавших при ударе кремня по стальной пластине - огниву. Кремень зажимался в губках курка, расположенного напротив огнива над пороховой полкой, Во взведенном положении курок удерживался шепталом на внутренней поверхности замка. При нажиме на спусковой крючок курок под действием мощной пружины, расположенной также внутри, срывался с боевого взвода и бил кремнем по огниву.

В отличие от колесцового замка кремневый был проще устроен, имел меньше деталей, был дешевле и надежней в работе. Заряжание пищалей, как и аркебуз, осуществлялось с дульной части при помощи шомпола. Он располагался в канавке цевья под стволом.

Внешний облик русских пищалей XVII в. неповторим и своеобразен (фото 4). Ложа пищалей по внешнему виду напоминает аркебузную, но приклад более длинный, а его щека значительно шире. Пищаль также не упирали в плечо, а лишь прикладывались к ней для прицеливания. Ложа украшалась инкрустацией костью и перламутром. Кость нередко подкрашивали, а перламутр покрывали гравировкой.

фото 6Художественной отделке русского охотничьего оружия был свойствен оригинальный декор. Инкрустированный орнамент на ложе состоял из геометрических фигур и растительных побегов. На ружьях часто можно увидеть изображения зверей, птиц, а также геральдические фигуры - двуглавого орла и единорога. Великолепные, полные фантазии узоры заполняют все свободное пространство на ложе, по сей день радуя нас оригинальной композицией и расцветкой.

Именно так выглядит приклад пищали из собрания Государственного Исторического музея (фото 5). Кремневый замок на этом ружье украшен не менее торжественно (фото 6). На замочной доске вырезан растительный орнамент из "трав". Губки курка выполнены в виде позолоченных челюстей дракона. Внизу курок заканчивается пастью какого-то фантастического животного.

На торце пороховой полки вделан щиток с изображением традиционного венца московских государей. Его форма напоминает древнерусскую княжескую шапку, но с крестом наверху. Так в XVII в. изображали знаменитую "шапку Мономаха", которой увенчивались все русские цари.

Ствол пищали в нижней части пышно украшен позолоченным резным орнаментом. Дульное окончание напоминает стилизованную пасть животного, которое и должно было, по мБ1сли тогдашнего мастера, посылать пули.

Большинство пищалей имело в стволе нарезы и делалось разных калибров. В зависимости от вида охоты использовали разные ружья. Для стрельбы по пернатым существовали так называемые "птичьи" пищали калибром в 6 мм. Для охоты на крупного зверя - медведя, кабана, лося - применялись пищали "большая пулька" калибром 16-18 мм. Это были тяжелые длинные ружья весом до 8-10 кг и длиной до 160 см.

Обычные охотничьи пищали имели средний калибр в 8-12 мм и весили около 3,8 кг. Длина стволов равнялась 80-95 см, а общая длина не превышала 140 см.

До середины XVII в. в охотничьем оружии и в Европе, и в России применяли пулю для поражения цели. Однако уже существовал дробовой снаряд, которым стреляли из такой же аркебузы или пищали, но с гладким каналом ствола. Подобное ружье для дроби было слишком тяжелым, поскольку дистанция поражения всего 40-50 м, и пороха требуется меньше, чем для пули.

Поэтому со второй половины XVII в. входят в употребление специальные ружья для стрельбы дробью - дробовые, которые постепенно меняют облик всего охотничьего оружия.

Ю. Шокарев, кандидат исторических наук

"Охотник № 1 - 1991 г."


главная новости база охотнику оружие газета "РОГ" фото каталог собаководство рыбалка


k®k 2002-2012 Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100