Калининградский охотничий клуб


Где ты, этика охоты?


О чем думает человек, взявший в руки ружье? О своей силе, о том, что он может все и что ему подвластны все? О том, что он добытчик? Да, наверное, так и есть. Так или иначе, но в человеке-охотнике просыпается древняя, порой и не понятная ему самому страсть - принести в дом добычу.

Это нормально! Но есть одно но... И это но - ответственность и охотничья совесть.

фото С. ГуляевВ чем она заключается и как ее взрастить, чтобы не было обидно и больно за все охотничье племя? Сколько брани и негатива приходится порой выслушивать в свой адрес, и только за то, что ты охотник. Почему? Почему так происходит? Что стоит за этим? Почему охотники в отношениях с живым миром зачастую становятся крайними? И те, кто их критикует, практически закрывает глаза на весь тот негатив по отношению к природе, который существует независимо от охоты и охотников. В чем повинны охотники? Как выйти на тургеневскую фразу: "Охотник - значит хороший человек!" На пороге не XIX век, а XXI! И с годами, на мой взгляд, культура в человеческом обществе должна только расти, а не наоборот. Так что же происходит с охотником на пороге XXI века?

Как-то раз в разговоре один замечательный, уважаемый мной человек, прекрасный художник-анималист высказал такую фразу: "Когда-нибудь охотники ужаснутся от того, что они делают". Сказано было жестко, с укоризной в адрес всех охотников, и меня в том числе. Я не стал переубеждать своего знакомого - простыми фразами не переубедить. В душе затаилась обида - обида на горькое, недоброе слово в адрес братьев по страсти. Что можно было сказать? Оправдаться фразой, что я не такой, это те, другие, бьют куда попало, лишь бы мишень была живая. А попробуй, докажи! Я ведь тоже охотник.

Конечно же, противостояние охотников и антиохотников - песня давняя. Последние ругают поклонников охоты по-всякому, порой, на чем белый свет стоит, и в общем-то не задумываясь о том, что после словесной хулы в адрес охотников спокойненько идут в магазины и на рынки с целью приобрести... мясо, стараясь при этом выбрать кусочек получше, абсолютно не думая, каким образом попал этот мясной кусок на прилавок. Или отправляются в магазин за покупкой шубы или шапки из натурального меха. Искусственный-то мех не заставишь купить! Человеческая беспечность в отношении природы перешагнула край дозволенности, за которым теряется всякий здравый смысл. Посмотрите, как сегодня ведется рубка леса; как орудуют лесхозы, выполняя план по санитарной чистке, и что после этого остается; как отдаются на откуп инвесторам земли под строительство рискованных в экологическом плане предприятий и т.д., и т.п. И когда животный мир оттеснен или попросту уничтожен, почему-то начинают ругать охотников. Нелепо! Глупо!

Так в чем же виноваты охотники? Нападки на охоту - это искренние доводы антиохотников, радетелей за бережное отношение к природе или лживое лицемерие, с абсолютной убежденностью: "я-то не добываю это мясо и не препарирую шкурки!" С чем связано то, что число антиохотников в России, да и во всем мире не уменьшается, а наоборот растет? В чем кроется негативная сторона отношения к охоте в целом и что способствует этому?

Однажды, дело было лет двадцать тому назад, меня пригласили побывать на одной крупной птицефабрике в Подмосковье. Пригласили меня так, ради моего любопытства, зная, что я охотник, показать, как происходит забой птицы. Я согласился, но потом очень и очень жалел. Описывать весь этот кошмар, что пришлось увидеть своими глазами, я, конечно, не стану. Да и теперь по истечении многих лет со "дня той встречи", когда вижу на прилавках магазинов и рынков тушки кур, невольно вспоминаю ту "куриную экзекуцию". Добавлю - гуманизма в увиденном было мало! Тот забойный процесс и охоту даже поставить рядом сложно. Охота по отношению к тому - цветочки! Когда слышишь упреки в адрес охотников типа глупого и циничного: "А птичку не жалко?", очень хочется ответить: "А вы, уважаемые борцы с охотой, хоть раз видели, как происходит забой скота на мясокомбинатах; как выполняют свой "шкурный" план зверофермы? Да и, наконец, наблюдали ли вы, как режет своего хряка крестьянин, того самого кабанчика, которого лелеял, растил, берег от холода и болезней и в один прекрасный день... убил? Да, именно убил, потому что сказать по-охотничьи добыл - язык не поворачивается. А как попадает в суп петух, знаете, господа, так ругающие охоту и охотников? Или это вас тоже не касается? Да и искренне сомневаюсь я в том, что большинство из тех, кто ругает охоту - вегетарианцы. Очень сомневаюсь!

Ругать охотника за выстрел, мягко говоря, просто неумно. Да и те, кто расценивает охоту только как повод к добыче дичи, весьма заблуждаются или попросту не желают понимать иного. Уверен в том, что если бы в охоте была только одна основа - добыть дичь, то ряды охотников бы резко сократились. Дичь можно и купить!

Что же так компрометирует охотника? Что является тем негативным зерном, что прорастает в охотничьей среде? Смело скажу - отсутствие охотничьей культуры, этики, вот за что так рьяно цепляются те, кто очень хочет обвинить охотника во всех смертных грехах.

Этика охоты - это тот самый "золотой конек", на котором должны строиться взаимоотношения охотника и природы. Это то, без чего немыслимо занятие охотой. Охотничья этика - это неписаные нормы совести, которые должны быть воспитаны в каждом охотнике. Ведь недаром народ подметил: "Охотником надо родиться!" В наш сегодняшний век вседозволенности нормы морали как бы отошли на второй план, стали не актуальны, не нужны. Дикий рынок, сметающий все на своем пути, диктует свои жесткие условия. Возразите?

Зря! Видели, как принимают сегодня в общество охотников? Да очень просто! Главное - взнос. А уж потом пара-тройка формальных вопросов по охотминимуму - и ты охотник. Уже давно нет характеристик с места работы или учебы, нет и кандидатского стажа. А зря! Наверное, кто-то из читателей в мой адрес скажет: "Ну вот, взялся за буквоедство, желает усложнить и без того сложную жизнь". Нет, нисколько! Охота - это прежде всего ответственность, ответственность за то, что ты находишься с ружьем в живом мире, и ты властен над этим миром как никто другой. А значит, и несешь еще большую ответственность за свои действия. И несоблюдение норм охотничьей этики есть самый острый негатив в охотничьей среде, подкрепляющий тем самым сознание тех, кто хочет обвинить охотников в их увлечении. Посмотрите, что делается в угодьях во время охоты на болотно-луговую дичь в летне-осенний сезон. Что творится во время пресловутых загонных охот на зайцев или в весеннюю охотничью десятидневку, когда охотники попросту наводняют угодья, абсолютно не считаясь с незаконностью своих действий. Конечно, я не говорю обо всех, но увы, не уважающих этические нормы охоты сегодня гораздо больше, и это грустно. Попробуйте воззвать к совести такого охотника. И в лучшем случае услышите ответ, что за все заплачено. Да, заплачено! Но совесть не купишь!

Нужно отдать должное охотничьим изданиям, и прежде всего "РОГ", за четко выбранную позицию воспитания в России правильного, совестливого охотника. Дело это нелегкое, но очень и очень нужное. И только достигнув определенного положительного результата, мы сможем говорить об определенной культуре в охоте. Ведь охотничья этика несет в себе огромное воспитательное значение. Охотник, соблюдающий ее, в будущем привьет ее и начинающему. Охота - это не только ружье и поход в лес или на болото, это еще и особый мир, взращенный поколениями.

Одно время на страницах "РОГ" дискутировалась тема об открытии весенней охоты поэтапно, т.е. в зависимости от объекта охоты. Были и сторонники и противники. Но самый главный аргумент противников такого подхода был очень прост - сроки охоты соблюдаться не будут. Охотника нужно воспитывать! И были в этом абсолютно правы. Воспитать? Но как? Печатным словом. Еще каких-то лет пятнадцать-двадцать тому назад в СССР было только одно периодическое издание - журнал "Охота и охотничье хозяйство", а сегодня изданий охотничьей направленности не счесть. Не читают? Нет, читают, и даже очень хорошо. Так в чем же дело? Почему сегодня охотник глух к охотничьей этике?

Несомненно, воспитание охотничьей этики должно быть сегодня на первом месте, и в первую очередь работа в этом направлении должна исходить непосредственно от первичных охотничьих коллективов. И такая работа охотничьих обществ должна быть четкой и целенаправленной. И пора прекратить безумную, за взнос, выдачу охотничьих билетов. Право на охоту должно быть доказано совестью, положительными моральными качествами человека, получающего охотничий билет. И так думают, я уверен в этом, многие настоящие охотники.

Непременно при охотничьих обществах должны работать клубы - секции юного охотника. И чем больше будет таких клубов, тем лучше! Сегодня же дело воспитания охотничьей этики осуществляется лишь карательными методами: посредством привлечения к ответственности оступившихся охотников да взыванием к совести на дисциплинарных комиссиях охотобществ. Но одной административной работой дело не поправишь! Тут нужен другой подход, и он в первую очередь в грамотной работе охотничьих хозяйств. В этой работе должны быть заинтересованы и охотничьи общества, т. к. принятые в общество охотники придут с ружьями в угодья этого самого охотничьего хозяйства, что дало им счастливый билет в мир охоты. От этого напрямую зависит и состояние угодий, и численность охотничьих животных. И ведь известно, и не подлежит сомнению, что настоящий, культурный охотник и есть первый защитник природных богатств, и такому охотнику будет небезразлична судьба его родных угодий, и он будет с болью в сердце воспринимать все негативные процессы, происходящие на ЕГО земле. И уж обывательская мыслишка: отохотился и уехал, а там хоть трава не расти, - никогда не посетит его.

И чем больше будет таких охотников, тем лучше. Это будет самым надежным отпором не на словах, а на деле, тем, кто пытается очернить охоту и охотников.

О. Трушин

"Российская Охотничья газета № 35 - 2007 г."


главная новости база охотнику оружие газета "РОГ" фото каталог собаководство рыбалка


k®k 2002-2012 Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100